Решение регулятора было ожидаемым: цены ОФЗ и ставки рыночного РЕПО уже несколько недель держатся вблизи отметки 9,5% годовых.
«Ситуация с инфляцией в ведущих экономиках остается тревожной, новые данные свидетельствуют о сохраняющемся тренде ускорения роста цен. Так, в ЕС в январе годовая инфляция взлетела до 5,1% значительно опередив прогноз аналитиков — 4,4%. Рост котировок на нефть и газ создают предпосылки для дальнейшего давления на потребительские цены в развитых странах. Ситуация на внешних рынках оказывает прямое влияние на рост цен в России», — прокомментировали «Эксперту» свое видение причин достаточно резкого шага ЦБ в отделе инвестиционных продуктов Тинькофф Инвестиций.
Курс рубля на повышение ставки никак не отреагировал, а вот цены ОФЗ ускорили снижение, начатое вчера на ухудшении политического фона. Это обосновано: доходности ОФЗ плотно коррелируют с величиной ставки и ее перспективами изменения, а раз ставка будет расти, то и Минфину РФ придется размещаться новые выпуски своих бондов по более низким ценам и под более высокую доходность.
О высокой вероятности дальнейшего повышения ставки прямо говорится в пресс-релизе ЦБ. «При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях», — сообщил регулятор.
Судя по безудержному росту инфляции, вероятность второго сценария высока. Так, Центробанк отмечает, что «годовая инфляция в январе увеличилась до 8,7% (после 8,4% в декабре 2021 года). По оценке на 4 февраля, она составила 8,8%».
При этом Банк России фактически признал, что предыдущие повышения ставки не привели к ожидаемым эффектам. «Рост номинальных процентных ставок пока не обеспечил достаточного увеличения склонности к сбережению и не привел к более сбалансированной динамике кредитования. Приток средств на срочные рублевые депозиты происходит умеренным темпом. Одновременно с этим сохраняется высокая активность на рынке как розничного, так и корпоративного кредитования», — говорится в материалах ЦБ.
«С августа прошлого года отмечается приток средств на срочные рублевые вклады, однако соотношение между объемом средств физических лиц на срочных и текущих счетах меняется слабо. По данным опросов ЦБ, склонность населения к сбережению остается устойчиво низкой с апреля 2021 года, — прокомментировала «Эксперту» ситуацию руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ» Ольга Беленькая. — Если в отношении привлекательности депозитов влияние повышения ключевой ставки все же начало проявляться, то в отношении кредитов пока еще этого недостаточно. Так, несмотря на сокращение программы льготной ипотеки с июля 2021 г, по итогам 2021 г. рост ипотечного портфеля (с корректировкой на секьюритизацию) превысил 30%, при этом в декабре зафиксирован рекордный месячный темп роста в 2021 г: 3,2% (+2,7% без учета секьюритизации). Потребительское кредитование начало замедлять рост, в том числе вследствие повышения макронадбавок с 1 июля и с 1 октября 2021 г, однако годовой рост превысил 20% (против 8,8% в 2020 г.)».
Российский регулятор по-прежнему уверен, что проводимая им денежно-кредитная политика укрепит тенденцию к повышению привлекательности депозитов для населения, защитит покупательную способность сбережений, обеспечит сбалансированный рост кредитования и экономики в целом.
При этом в документе «Среднесрочный прогноз Банка России» отмечается: «С учетом того, что с 1 января по 13 февраля 2022 года средняя ключевая ставка равна 8,5%, с 14 февраля до конца 2022 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 9,1-11,3%». В 2023 г ключевая ставка в среднем за год ожидается в размере 7,5-9% годовых.
«Это говорит о существенной неопределенности в отношении дальнейших действий регулятора — к концу года ставка может снизиться или уйти далеко в область двузначных значений», — заявил «Эксперту» главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
Стоит напомнить, что 22 октября прошлого года глава банка России Эльвира Набиуллина заявляла: «По базовому прогнозу в следующем году ставка в среднем составит 7,3–8,3% годовых».