NYT: Китай на стороне России в противостоянии c США

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
3 февраля 2022, 12:45

Си Цзиньпин может помешать планам президента Байдена "наказать" Москву, считает американское издание New York Times

Рамиль Cитдиков/POOL/ТАСС

Трудно сказать, как в Белом доме просчитывали сценарии борьбы с Россией, но то, что обычно осторожный во времена международных кризисов Пекин неожиданно для всех так энергично поддержит Москву, американские стратеги скорее всего не прогнозировали. Пока, конечно, поддержка лишь вербальная. На прошлой неделе глава МИД КНР Ван И неожиданно откровенно поддержал Россию во время телефонного разговора с госсекретарем Энтони Блинкеном. Что же касается более существенной поддержки и помощи, то, очевидно, следует дождаться окончания переговоров между Председателем КНР Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным. Они состоятся в Пекине 4 февраля, перед церемонией открытия Олимпиады, которой президент Байден вместе с союзниками, кстати, объявил бойкот. Можно предположить, что американцев по окончании этой встречи, первой для Си встречи с мировым лидером почти за два года, будут ждать неприятные сюрпризы.

Обещание китайцев оказать России экономическую и политическую поддержку могут существенно помочь ей в борьбе с США. Помощь Поднебесной, считает авторитетное американское издание New York Times (NYT), может стать тектонической переменой в борьбе между США и КНР, которая может существенно изменить расклад сил на мировой арене.

«Если начнется война из-за Украины и китайцы с русскими открыто вступят в союз, то мир, в котором мы живем, очень и очень сильно изменится,- считает профессор Джорджтаунского университета Эван Медейрос, работавший в 2014 году в Совете национальной безопасности США.- Китай займет место на восточном фронте в этой борьбе, которая, похоже, затянется надолго».

В Китае внимательно следят за конфликтом вокруг Украины, отмечает NYT. Государственные СМИ постоянно подчеркивают разногласия между членами НАТО и критикуют США. В Пекине к нему относятся, как к проверке на прочность американского влияния в мире и решимости Джо Байдена, которая может отвлечь внимание его администрации от Китая, главного стратегического противника Америки в XXI веке. В китайском руководстве надеются, полагают авторы статьи в NYT, что США ослабят растущую в последнее время помощь Тайваню, который китайцы считают своей территорией.

«Китай извлечет выгоду на двух фронтах,- цитирует NYT Александра Габуева из Московского центра Карнеги.- Во-первых, серьезный кризис в Европе отнимет у Америки много сил, которые ей понадобятся в борьбе с Китаем. А во-вторых, Россия еще больше сблизится с Китаем, причем, на его условиях».

Чиновники администрации Байдена не скрывают, что их тревожит встреча между Путиным и Си. Они боятся, утверждает NYT, что китайский лидер пообещает Владимиру Путину поддержку, если американцы введут против России очень жесткие экономические санкции.

В 2014 году в схожей ситуации Китай, напоминает NYT, помог России с инвестициями и торговлей, объем которой в прошлом году вырос до 147 млрд долларов (68 млрд долларов в 2015). Эта помощь в определенной мере смягчила воздействие антироссийских санкций. В том году Пекин заключил с Москвой газовую сделку на 400 млрд долларов. Причем, пользуясь тяжелым положением Москвы, китайцы тогда выторговали для своих компаний выгодные условия, предполагает американское издание.

По мнению Марии Снеговой, приглашенного ученого университета Джорджа Вашингтона, мнеие которой приводит NYT, события восьмилетней давности подтолкнули Россию к Китаю. Она прогнозирует, что сейчас Пекин вновь ослабит для Москвы санкции. Сейчас КНР покупает у РФ много оружия, рыбы и древесины, а в 2020 г. Китай стал крупнейшим импортером российских нефти и газа.

«Это позволит России проводить более гибкую политику в том случае, если Запад наложит санкции на российский экспорт»,- говорит Снеговая.

По словам посла России в КНР Андрея Денисова, Пекин и Москва вскоре могут заключить соглашение по второй очереди газопровода «Сила Сибири».

Кроме экономических выгод, Китай и Россию, напоминает NYT, сближает желание ослабить мощь и влияние США. Государственные СМИ и официальные лица в обеих странах в последние недели активно критикуют Америку. Китай вслед за Россией обвинил Вашингтон в разжигании январских беспорядков в Казахстане.

Си и Путин встречались, подчеркивает NYT, 37 раз. На последней встрече в декабре 2021 г., прошедшей в режиме видеоконференции, Си Цзиньпин назвал собеседника «старым другом». Китайский и российский лидеры договорились строить политическую и финансовую систему, в которой не будут доминировать США и их доллар.

В Пекине считают, что желание России остановить продвижение НАТО на восток очень похоже на их усилия помешать США создавать в Азии союзы для того, чтобы сдерживать развитие Китая.

Конечно, ситуации вокруг Украины и Тайваня сильно отличаются. Одним из наиболее заметных отличий является то, что США откровенно заявили, что не отправят войска защищать Украину, но сохранили за собой свободу действий в случае нападения КНР на Тайвань. По мнению NYT, именно эта неопределенность в действиях Вашингтона сдерживает Пекин от решительных действий.

Выражая беспокойство по поводу помощи, которую Пекин может оказать Москве, New York Times считает однако, что дипломатическая и словесная поддержка Китая будут иметь четкие пределы. Поддержка в случае введения санкций против России будет дозированной и взвешенной. Так же, как восемь лет назад, китайским банкам и компаниям придется все тщательно взвесить, потому что, ведя дела с российскими банками и компаниями, попавшими в санкционный список, они тоже могут попасть под американские санкции.

NYT также обращает внимание на то, что Китай до сих пор не признал присоединение к России Крыма. Несмотря на совместные военные учения в Вашингтоне сомневаются, что Пекин открыто поддержит вторжение РФ на Украину, с которой Китай поддерживает сильные торговые отношения, включая оборонную промышленность. .

С одной стороны, Ван И назвал требования России по безопасности «разумными», напоминает NYT, но с другой, подчеркнул необходимость мирного решения конфликта вокруг Украины.