Российские банки могут получить от ЦБ разрешение на введение ограничений операций по счетам дропперов — посредников, через которых мошенники выводят украденные средства, а затем быстро обналичивают эти деньги. Соответствующее заявление сделал на «Инфофоруме-2022» директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.
Центробанк ударит по дропперам
Сейчас у банков нет права остановить вывод денег со счета дроппера в другой банк, даже если он уже определен и заблокирован, отмечает «Интерфакс». Это допустимо только по решению суда, что крайне затрудняет оперативную «заморозку» похищенных средств и их возврат владельцу. По экспертным оценкам, в России в настоящее время может действовать около полумиллиона дропперов.
Регулятор считает, что схема будет работать превентивно. «Предполагается, что если информация о счете есть в нашей базе случаев и попыток осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, то банк сможет ограничивать дистанционный доступ к нему», — сказал Вадим Уваров. После этого потерпевшему клиенту нужно будет прийти в офис банка с паспортом, чтобы ему восстановили доступ к его деньгам, добавил он.
Центробанк также предлагает сделать такую проверку обязательной и для банка-получателя. «Мы считаем, что предложенные нами меры будут результативными для противодействия мошенническим переводам денежных средств. В частности, для противодействия так называемым дропперам, лицам, использующим чужие счета для вывода и снятия похищенных денег», — сказал Уваров.
Сами банки поддерживают борьбу с дропперами. Так, заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Анатолий Печатников сообщил, что данная финансовая организация предлагает законодательно наделить банки правом блокировать на срок до 30 дней счета дропперов (физических или юридических лиц). Для этого требуется разработать единый
перечень критериев, по которым все банки смогут останавливать подозрительные транзакции. Эффективному решению этого вопроса поможет межбанковский обмен данными о мошенниках, в рамках которого все игроки смогут оперативно координировать свои действия.
Еще одной важной мерой для борьбы с мошенниками должны стать строгие нормативные ограничения и контроль звонков с виртуальных подменных номеров, а также обеспечение идентификации конечного владельца номера. «Нужно создать реестр номеров со стороны юрлиц, которые нельзя использовать в качестве виртуальных. В первую очередь - принадлежащих госведомствам и банкам», — добавил Анатолий Печатников.
Критерии блокировки счета прописаны расплывчато
Сама по себе инициатива хороша, считает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников. ПО его мнению, на данный момент в РФ не существует эффективного механизма борьбы с мошенниками. По сути банки не могут ничего сделать, даже если операция кажется им подозрительной. Если гражданин сам одобрил операцию, заморозить перевод банк по собственной инициативе не может. Между тем, количество мошеннических операций неуклонно растет. Несмотря на то, что СМИ регулярно оповещают население о мошеннических схемах, количество жертв не уменьшается.
В принципе, уверен аналитик, регуляторам давно следовало разработать какой-то механизм защиты на уровне банковской системы. Но есть и обратная сторона медали: у нас уже достаточно продолжительное время действует ФЗ 115, по которому банк может блокировать подозрительные операции. Они касаются по большей части юридических лиц, физические лица попадают туда единично, если к ним поступают регулярные необоснованные платежи от предпринимателей.
«Банк имеет право без выяснения обстоятельств блокировать такие платежи и счета предпринимателей. Но критерии подозрительных операций прописаны в законе достаточно расплывчато», — напомнил «Эксперту» Петр Гусятников. В связи с этим предприниматель часто сталкиваются с необоснованными блокировками, которые могут ощутимо затруднить ведение бизнеса. При этом реабилитироваться после таких блокировок бывает достаточно непросто.
Иногда предприниматели вынуждены даже обращаться в суд. Такого развития событий в отношении физических лиц хотелось бы избежать, считает эксперт. Для этого в законе должны быть прописаны четкие критерии, которые нельзя трактовать двояко. Но даже в этом случае не исключены ошибки. Возможно, на уровне закона стоит предусмотреть также механизм реабилитации во внесудебном порядке.
Как считает Петр Гусятников, самой эффективной мерой в отношении мошенников стало бы введение периода, в течение которого можно отменить операцию — например, 24 часа. Если за это время пользователь не отменил платеж, то деньги попадают на счет адресата, и он может ими распоряжаться, а также введение обязательной строки с назначением перевода. Сейчас ее можно не заполнять. Это тоже развязывать руки мошенникам, ведь непонятно с какими целями цели были переведены деньги.
Центробанк предлагает простую и эффективную меру, суть которой — проверка транзакции на подозрительность не только банком отправителем, но и банком получателем, пояснил «Эксперту» руководитель дирекции информационной безопасности РГС Банка Иван Шубин. «ЦБ пытается бороться простыми и эффективными мерами с мошенниками, что очень радует. Следующими шагами будут проработка единых списков дропперов и показателей попадания в данные списки. Также важным станет проработка вопроса, что необходимо будет сделать, чтобы из этого списка выйти», — подытожил эксперт.