Названа причина провала Facebook. Причем здесь Apple и Google?

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
4 февраля 2022, 10:57

У компании Марка Цукерберга оказались слабые позиции в схватке IT-гигантов за рекламные доходы

Christoph Dernbach/dpa/picture-alliance
Читайте Monocle.ru в

Февраль – месяц финансовой отчетности в США за четвертый квартал 2021 года. Акции Facebook (FB) рухнули 3 февраля до полуторагодичного минимума после того, как выяснилось, что компания Марка Цукерберга не выполнила ожидания по прибыли. Акции Google почти не пострадали и не очень сильно снизились после ноябрьского рекорда. Причина разного поведения акций IT-гигантов кроется в третьем гиганте – Apple, изменившем настройки конфиденциальности. По крайней мере, в этом уверен аналитик MKM Partners Рохит Кулкарни.

Несмотря на то, что Google и Facebook занимаются совершенно разными вещами и решают каждый свои проблемы, их акции, как следует из графиков, последние пять лет вели себя очень похоже. Параллельные курсы закончились в конце 2021 года, когда давняя борьба основателя FB Цукербега за право контролировать свою судьбу начала влиять на результаты финансовой деятельности компании.

Приложения Facebook практически полностью зависят от Apple и Google. Поэтому когда Apple изменил политику конфиденциальности в прошлом году и ограничил возможность разработчиков приложений таргетировать пользоваталей, FB неожиданно лишился одного из своих очень важных орудий.

Google тоже зависит от таргетирования рекламы, но поисковик, когда речь идет о рекламе, является уникальным активом, потому что пользователи собственноручно сообщают, что их интересует в данный момент времени, вписывая то, что они хотят найти, в строку поиска.

Google работает на Android, самой популярной в мире операционной системе, что позволяет ему контролировать собственную политику. Конечно, он все равно нуждается в iOS, но его отношения с Apple значительно лучше, чем у Facebook. Google платит Apple миллиарды долларов в год за то, что Apple использует его поисковик для своего браузера Safari.

В результате сложных взаимоотношений изменение политики конфиденциальности – фреймфорк Apple App Tracking Transparency (ATT), объясняющий пользователю, как используются его персональные данные, обойдется компании Цукерберга в этом году в 10 млрд долларов. Это одна из главных причин, не позволившая FB выполнить прогнозы экономистов по прибыли. Формально из-за Apple акции FB вчера обрушились на 25%, что стоило соцсети почти четверть триллиона капитализации. Такого сильного падения в истории Facebook еще не было. На постторгах его акции снизились до уровня августа 2020 года.

Согласно отчету Google доходы от рекламы выросли на треть, т.е. почти в полтора раза больше, чем у FB (20%). По прогнозам аналитиков, доходы родительской компании - Alphabet в первом квартале достигнут 23%. Что же касается Facebook, то здесь прогнозы намного скромнее – от 3 до 11%.

Финансовый директор родительской платформы FB Meta Дэйв Венер во время телефонной конференции напрямую обвинил Apple, заявив, что из-за сотрудничества с Google «Яблоко» более благосклонно относится к его поисковику, чем к другим приложениям. В результате рекламодатели, не получающие нужный уровень таргетирования пользователей на Facebook, начинают переходить на Google.

По мнению Шерил Сэндберг, ранее работавшей в Google, а сейчас являющейся операционным директором FB, изменения в политике конфиденциальности Apple наносят наиболее сильный ущерб малым и средним компаниям, для которых таргетирование особенно важно.

Конечно, Марк Цукерберг давно понял угрозу, которую представляет Apple. Не владея устройством или операционной системой, Facebook сильно зависит от других компаний (в данном случае от Apple). Около 10 лет назад FB разработал свой телефон, но он оказался неудачным.

«Мы зависим от совместимости Facebook с популярными операционными системами Android и iOS, которые мы не контролируем»,- говорилось в заявлении FB еще в 2012 году.

Цукерберг видит решение проблем реального мира, заключающихся в «освобождении» от зависимости от Apple и Google, в мире виртуальном. Однако инвесторов беспокоит то, что его Reality Labs, которая как раз и строит этот виртуальный мир, потеряла в прошлом году более 10 млрд долларов. Естественно, не может их не беспокоить и то, что Facebook теряет пользователей, которые в основном уходят в TikTok. Возможно, за метавселенными будущее, но в настоящем перспективы Facebook выглядят туманно.