Доллар уронил медь

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
8 февраля 2022, 12:31

Несмотря на недавний рост цен, в текущем году на рынке ожидается избыток «красного металла». Эксперт, отмечая, что на рынке действуют сильные противоположные факторы, советует переждать с инвестициями в медь.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Активный спрос на медь привел к увеличению загрузки заводов, производящих этот металл, и естественному повышению цен на него в последний месяц. Однако на рынке крайне высока сейчас спекулятивная составляющая, отмечают эксперты. Так, в понедельник, 7 февраля 2022 года, стоимость металла упала на 1,3% на фоне укрепления курса доллара.

По данным брокерской компании Marex и системы анализа спутниковых данных SAVANT, уровень загрузки мощностей ведущих мировых производителей рафинированной меди достиг в январе 2022 года самого высокого уровня за последние 13 месяцев.

Как сообщает портал «Металллоснабжение и сбыт», вышеуказанными информационными ресурсами отслеживается деятельность 94 крупнейших медеплавильных заводов по всему миру, обеспечивающих от 80% до 90% глобального производства. Проанализировав данные, можно констатировать, что количество простаивающих предприятий в отрасли сократилось до минимального уровня с февраля 2018 года.

Рост был достигнут, в первую очередь, за счет Китая, где практически все заводы наращивают производство в ожидании сезонного подъема в строительной отрасли. Но и в других странах производители стараются максимизировать загрузку в силу активного спроса и высоких цен на медь.

Между тем, медь подешевела по итогам торгов в понедельник на фоне укрепления курса доллара, тогда как на Лондонской бирже металлов (LME) по итогам торгов 4 февраля стоимость тонны меди с поставкой через 3 месяца выросла на 0,09% — до 9841,5 доллара.

В последние 5 месяцев цен на медь двигались в широком ценовом диапазоне 9,4-10 тыс. долларов за тонну (LME), отметила в беседе с «Экспертом» аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. Волатильность цен сохранялась на высоком уровне, что связано с преимущественным влиянием спекулятивных факторов при относительно стабильной фундаментальной картине рынка.

С начала 2022 года по 4 февраля запасы меди на складах LME упали на 8%. Ежедневное списание меди уменьшилось до 360 тонн, но на складах в Шанхае запасы меди выросли на 16,7% за данный период. Это подчеркивает арбитражное окно, способствующее текущему перетоку запасов в Азию. Общие запасы меди в Китае выросли за январь на 15%, спрос оставался слабым перед длинными выходными по случаю празднования нового года по лунному календарю, пояснила аналитик.

Импорт медного концентрата и лома в 2021 году в Китай вырос, что позволило немного сократить импорт рафинированного металла, указала она. Это снизило общую нагрузку на мировой рынок меди, хотя ситуация все еще остается напряженной, а запасы — на многолетних минимумах.

Проблемы с предложением и добычей на рудниках в Южной Америке сохраняются, отметила Оксана Лукичева. Переговоры с новыми правительствами Перу и Чили о налогообложении добычи далеки от завершения. В 2022 году мировая добыча все же может значительно возрасти (+4,1% г/г) при условии разрешения указанных проблем с налогообложением отрасли, а также с трудовыми ресурсами. Прочие условия — преодоление эпидемиологических трудностей и следование климатической повестке дня.

Долларовая инфляция остается на высоком уровне. При этом значительное ужесточение денежно-кредитной политики со стороны крупнейших банков создает уязвимость цен на медь к падению. Однако высокие цены на энергоносители могут значительно затормозить процесс замедления инфляции, а также вынудить потребителей частично перейти на рафинированный металл вместо использования медного концентрата. Потребление рафинированного металла в 2022 году, по оценкам эксперта, может вырасти на 2,9% г/г.

«В 2022 году на мировом рынке меди ожидается небольшой избыток металла», — констатировала Оксана Лукичева. Однако остановка производящих медь заводов в Европе и Китае на фоне текущего энергетического кризиса уже показала, что рынок может легко перейти от избытка к дефициту. Среднесрочно аналитик прогнозирует сохранение ценовой динамики в текущем диапазоне консолидации до существенного изменения фундаментальных факторов.

«И всё же в целом медь сохраняет спокойствие», — заявил «Эксперту» главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Но это, по его мнению, проявление не вялости рынка, а противостояния сильных, хотя и противоположных групп факторов. Широко используемый промышленный металл применяется в конструкционных материалах, приборостроении, химической и медицинской промышленности и в тех самых «медных трубах». Поэтому при постепенном отступлении пандемии и восстановлении деловой активности физический спрос на медь увеличивается. Данный фактор способствует росту цен, так же, как и у иных видов сырья и в целом у рисковых активов.

Но есть и мощные противодействующие драйверы. Прежде всего — ужесточение кредитно-денежной политики ФРС и иных ведущих центробанков, ограничение денежной массы, повышение процентных ставок, констатировал аналитик. Все это, делая деньги дороже, ограничивает рентабельность в производстве и инвестициях, что препятствует повышению цен ресурсов. Поэтому в преддверии ожидаемого в марте первого с 2020 года увеличения ставки ФРС котировки меди не поднимаются значительно.

Вот и во вторник 8 февраля они, как будто испугавшись даже небольшого повышения накануне, отошли в начале торгов ниже 9800 долларов, указал Марк Гойхман. На текущей неделе, по его мнению, такая неопределённая динамика сохранится. На ближайшие дни не запланированы важные события или выход значимой статистики. Но инвесторы обратят внимание на данные по потребительской инфляции в США в четверг и отчёт ФРС о кредитно-денежной политике в пятницу.

Вероятно, что до конца недели цены останутся в прежнем сформировавшемся узком коридоре 9700- 9900 долларов, ожидает анаитик. В дальнейшем, в свете действий центробанков, возможно ослабление котировок ниже 9600 долларов. «Вряд ли есть целесообразность инвестировать сейчас в данный инструмент», — подвел итог Марк Гойхман.