Отказ Европы от российской нефти: что-то пошло не так

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
21 июня 2022, 11:48

Борьба с российскими энергоносителями и, в первую очередь, с нефтью производит довольно странное впечатление.

Patrick Pleul/dpa/picture-alliance

Европейцы продолжают энергично бороться с зависимостью от российских энергоносителей. Они уже приняли полное эмбарго на российский уголь, вступающее в силу через полтора месяца, и частичное – на нефть, а теперь все чаще и все смелее говорят о запрете еще и газа из России, по которому зависимость континента особенно велика. Однако их борьба с российскими энергоносителями и, в первую очередь, с нефтью производит довольно странное впечатление. Принимая запреты на закупку российской нефти они так же, как, кстати, и американцы, не только не снижают их закупки, но и покупают еще больше.

Согласно данным мониторинга аналитиками Bloomberg передвижений танкеров на прошлой неделе увеличили закупки российской нефти нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Старого Света, также наращивает импорт из РФ Турция. С 14 по 20 июня европейские нефтепереработчики покупали в среднем по 1,84 млн бар./сутки российской нефти. Таких больших закупок не было уже почти два месяца. 

Прошла неделя, между прочим, оказалась уже третьей подряд неделей роста, что позволяет говорить о возможности зарождения тенденции. Рост произошел, главным образом, благодаря компании Litasco SA, торговому подразделению «Лукойла», и Турции. У «Лукойла» в Европе три НПЗ: в Италии, Румынии и Болгарии. Именно они, а также Турция увеличили закупки нефти в России.

Аналитики Bloomberg не стали подсчитывать, кто и в какой пропорции обеспечил неожиданный рост, но очевидно, что недавний спад закупок европейцами «черного» золота в любом случае, как минимум, существенно замедлился, а может даже уже прекратился. Объяснение тут простое: все, кто хотел, нефть у России покупать уже давно перестали, а колеблющиеся постепенно начали менять свои позиции.

Члены Евросоюза, напомним, договорились сократить к концу 2022 года закупки российской нефти на 90%, но очевидно, что самым неприятным для России будет запрет на страхование морских перевозок российской нефти европейскими страховщиками. К запрету на страхование присоединилась и Великобритания, которая уже не входит в ЕС. Конечно, этот запрет можно обойти многими способами, но порты в большинстве стран отказываются принимать корабли без страховок, оформленных надлежащим образом.