Многие слышали про стратегии активной внутридневной торговли. Об их эффективности можно спорить, но мало кто задумывается, что настоящей противоположностью им может быть не пассивный подход «купил индекс и держи», а получение прибыли во сне.
Как сообщил вчера Barron’s со ссылкой на данные Bespoke Investment Group, покупка SPDR S&P 500 прямо перед закрытием каждого дня и продажа на открытии следующего показывает завидный результат. Эта стратегия уверенно обходит противоположную (покупка на открытии, продажа на закрытии) с момента создания этого ETF в 1993 году.
Перевес значительный. За эти 30 лет стратегия работы в нерабочее время принесла бы около 850% прибыли против 10% убытка от удержания позиции внутри дня.
«Ночной эффект», согласно Bespoke, сохраняется для девяти из 11 секторов S&P 500. Сильнее всего он выражен у компаний с малой капитализацией.
Но работает он даже для биткойнов, несмотря на то, что они торгуются круглосуточно и без выходных. Более того, доходы в нерабочее время менее изменчивы в долгосрочной перспективе, чем в обычные часы.
Почему так? Как и в случае со многими другими рыночными аномалиями, однозначного ответа на этот вопрос нет.
Но новости, способствующие росту акций, зачастую приходят именно в период, когда торгов на биржах США нет. До их начала и окончания публикуются отчеты о прибылях, объявляют о слияниях и поглощениях, выходит экономические данные. Спреды шире в нерабочее время, что усиливает движения. Азиатские и европейские трейдеры первыми знакомятся с новостями и устраняют часть неопределенности дня. Да и просто американский рынок дольше бывает закрыт, чем открыт – 17,5 часов против 6,5.
Но это не отменяет наличия самой аномалии, которую, кстати говоря, обнаружили далеко не вчера. Еще в 2008 году вышло исследование, согласно которому премия по акциям США в период с 1993 по 2006 год связана «исключительно с доходностью овернайт». В исследовании 2020-го, обновленном в апреле прошлого года, сотрудники ФРБ Нью-Йорка сообщали, что наибольшая положительная доходность за 24-часовой цикл приходится между 2 и 3 часами ночи по восточному времени. Именно тогда открываются европейские рынки.
Исследователи из ФРС приписывают ночную доходность влиянию на рынок не склонных к риску маркет-мейкеров, корректирующих свои активы после закрытия рынка США. С 2 до 3 часов ночи этот эффект «статистически значим в каждый день недели и в 9 из 12 месяцев года».
Как бы то ни было, «ночную» аномалию уже пытаются с выгодой использовать. В конце июня для этого были запущены сразу два специфических ETF – NightShares 500 (привязан к S&P 500) и ETF NightShares 2000 (Russell 2000).
«Мы работаем по принципу ‘купи и держи’, но только на ночь», – говорил тогда Dow Jones главный исполнительный директор NightShares Брюс Лавин. – Мы используем наиболее ликвидные периоды рынка, то есть открытие и закрытие торгов, чтобы открывать и закрывать нашу позицию».
Оба фонда взимают комиссию в размере 0,55% и пока в плане получения дохода от аномалии можно уверенно говорить только про эти деньги. Подобные обнаруживаемые задним числом рыночные эффекты зачастую очень чувствительны к попыткам заработать на них. Вот и привязанный к S&P 500 «ночной» ETF пока отстает от внутридневной стратегии, а другой ее лишь немного опережает.