Мария Ватутина – «поэт высокого уровня версификации и эмоционального напряжения», так характеризуют ее издатели. Поэтические сборники Ватутиной становятся бестселлерами, каждой новой книги читатели ждут с нетерпением, творческие вечера в разных городах России проходят с аншлагами.
Но спектакль Нового Театра - не поэтический вечер, не творческая встреча и не выступление поэта «у памятника Маяковского». Это художественное высказывание, драматическое произведение, в котором поэт – герой, персонаж, характер. Со своей судьбой, личной драмой, историей, с тем «сором», из которого, по словам Анны Ахматовой, растут стихи, «не ведая стыда». Спектакль – откровение, в котором жизнь живого поэта рассказана языком театра. Спектакль, в котором причудливо соединяются документальность и игровой театр, в котором синтезируются изысканная поэзия и правдивый рассказ о человеке, «основанный на реальных событиях». Спектакль, где на сцене прекрасный поэт Мария Ватутина выясняет отношения с прекрасными артистами – Дарьей Дуженковой и Валентином Клементьевым.
Художник Алиса Меликова выстроила на сцене Пространство Поэта – сочетание мира внутреннего, в котором густой туман заволакивает поле, теплый свет горит в окне, «где опять не спят», где на самой гулкой улице поэт остается наедине с собой, в гармонии с космосом, и мира внешнего – жесткого, яркого, геометричного, где каждый заключен в свою нишу. И все же граница между ними – зыбкая и неустойчивая: так поэтическое сознание интегрируется с действительностью, и рождает еще один мир, в котором реальность и фантазия образовали новую субстанцию.
Эдуард Бояков, художественный руководитель театра:
Как бы мы ни любили прозу или драму, поэзия – высшая форма литературы. Соответственно, поэтический театр - высшая форма искусства.
Для артиста невероятно важно иметь этот опыт, быть постоянно погруженным в поэтическое пространство. Потому что по законам поэзии существует не только сама поэтическая строфа, но и архитектура, композиция, картина, мизансцена, дубовый лист, перо павлина, снежинка: уникальность и непостижимость и в то же время повторяемость приема, совершенство формы. Современная поэзия помимо красоты еще дает нам уникальную информацию о сегодняшнем времени и сегодняшнем языке. Причем в предельно сжатом, концентрированном виде. Поэтическая строфа способна объяснить больше, чем многотомный роман. И потому сама формулировка – Поэзия.doc. – отражает парадоксальное
Алексей Зензинов, автор пьесы:
Зачем известному поэту выходить на сцену, чтобы сыграть самого себя в документальном спектакле? Все слова, которые произносит герой, не придуманы драматургом, а взяты из расшифровок интервью того же поэта. Почему этот жанр, имеющий название вербатим, то есть «дословно», может быть интересен зрителю?
Во-первых, публика любит наблюдать, как известные личности попадают в трудное положение – а что может быть труднее, чем откровенно-исповедальный рассказ о самом себе? Во-вторых, вербатим фиксирует изменчивость бытия: начни драматург беседовать с героем в другое время и в других обстоятельствах, и будут получены иные ответы – по формулировкам и по эмоциональной окраске. А в-третьих, поэт, говорящий прозой, это яркий вербальный аттракцион, тем более, что стихи в спектакле всё-таки будут звучать.
Мария Ватутина, поэт, герой спектакля:
Счастье – это когда на твоем веку сбывается твоя большая мечта. У поэта одна мечта – увидеть свои стихи переданными читателю. Для этого нужно выполнить много условий. И главное – не бросать своей мечты, делать всё, чтобы цель была достигнута. Общими усилиями творческих людей, любящих Россию, к народу возвращаются поэты. Словно изгнанные когда-то из культуры и публичного поля, они с началом СВО были услышаны, и их призвали назад: вы нужны людям.
Это и была моя мечта: чтобы современные поэты, большие мастера и молодые замечательные стихотворцы имели возможность отдать своё творчество людям. Поэтический проект «Поэзия.doc.» - уникален тем, что он даёт зрителю проникнуть на творческую кухню поэта – поэта вообще и конкретного современного автора, в частности. Это рассказ о ныне живущем поэте от первого лица. Для того чтобы у общества вновь появился поэтический слух, то есть умение воспринимать поэзию, важно показать природу поэтического дара, а значит, и судьбу автора.