Антон Силуанов: «Нужно сделать так, чтобы бизнес понимал, что государство поможет в сложной ситуации»

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
14 декабря 2023, 12:41

В ближайшие три года основным приоритетом бюджета будут расходы на спецоперацию на Украине. Впрочем, траты на экономику и социалку останутся стабильными. Чтобы выполнить рекордный по объему и доле расходов оборонного характера бюджет, правительству предстоит напряженная работа, в рамках которой может сформироваться и экономическая стратегия, коль скоро она не появилась заранее.

t.me/minfin
Читайте Monocle.ru в

Как заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов в интервью «Известиям», финансовый план на ближайшую трехлетку в правительстве называют бюджетом победы: главный приоритет — реализация целей спецоперации, а также исполнение социальных обязательств. На развитие экономики при этом планируется направить 10–11% расходов бюджета, однако расходы эти будут стабильными.

«Принимая бюджет на следующую трехлетку, мы уже знали, какие приоритеты определены, — заявил министр. — Главное — обеспечить макроэкономическую стабильность, контроль за инфляцией, расходами казны и сконцентрировать ресурсы на ключевых задачах. Нужно сделать так, чтобы население меньше чувствовало введенные ограничения, а бизнес понимал, что государство поможет в сложной ситуации. Принятый бюджет отвечает всем этим требованиям».

При этом, подчеркнул Антон Силуанов, профицит бюджета — это не самоцель. Главное — обеспечить выполнение всех обязательств перед гражданами и работу экономики.

«Дефицит определен на следующую трехлетку в размере меньше 1% ВВП. Он контролируемый и некритичный. Бюджет сверстан с нулевым балансом на первичном уровне. Разумеется, уровень дефицита будет зависеть от поступающих доходов. Влияет внешняя конъюнктура, ситуация с внутренней экономикой. Понятно, откуда брать источники покрытия дефицита. Самое важное — бюджетная конструкция устойчивая, а все ключевые решения, в первую очередь социальные, выполняются», — констатировал министр.

В то же время, обратив внимание Антон Силуанов, несмотря на ограничения, поддержка экономики — важнейшая часть бюджета. Так, привел он примеры, растут расходы на дороги, стройки, предусмотрена новая программа модернизации коммунальной инфраструктуры, значительно увеличивается субсидирование процентных ставок по ипотеке в связи с ростом ключевой ставки. Есть множество инструментов, которые не являются напрямую инвестиционными расходами, зато влияют на инвестактивность. Речь, в частности, идет о субсидировании ставок по основным направлениям технологического развития, МСП, сельского хозяйства, участии в государственно-частном партнерстве, в концессионных проектах.

Ключевыми рисками, добавил министр, сейчас остаются проблемы, связанные с недружественными странами. «В частности, они экспортируют инфляцию в другие страны из-за своих больших дефицитов и долгов. По-прежнему действуют санкционные и ограничительные меры, которые негативно влияют на всех — не только на Россию, но и на другие государства. Мы учитываем эти риски и стараемся их нивелировать в бюджете. Самое главное — чтобы люди получали зарплату, предприятия работали, финансы государства были стабильны», — заключил Антон Силуанов.

«Бюджет победы» — это символическое название, которое имеет сразу несколько смыслов, отмечает политолог, руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов. Во-первых, указывает он, то что это бюджет удалось сверстать, а у страны есть достаточные доходы и наша экономика не сжалась под воздействием западных санкций — это уже Победа. 

Во-вторых, продолжает эксперт, бюджет предусматривает масштабное финансирование ведения СВО, к тому же — почти треть бюджетных расходов закрыта, значит в 2024 году порядка 10 трлн рублей будут направлены на обеспечение комплексной безопасности страны. Это очень много и такой объем инвестиций, очевидно, гарантирует наше военное превосходство в зоне СВО. 

«Также надо вспомнить, что бюджет в России формируется в формате прогноза сразу же на три года, то есть сейчас мы формируем бюджет до 2026 года включительно и “бюджет Победы” по Антону Силуанову может означать перспективу постепенного снижения оборонных расходов с изменениями в сторону социальных расходов и инвестиций в развитие экономики. Очевидно, что сейчас настало время для усиления социального блока — поддержка семей участников СВО, забота о семьях погибших воинов, реабилитация раненных и эти расходы будут увеличиваться», — указывает Никита Донцов.

Бюджет России 2024-2026 формировался в относительно комфортных расчетах — предполагается рост ВВП на 2,2-2,3%, курс доллара заложен в районе 90 рублей за доллар, а инфляция 4-4,5%, отмечает руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS Николай Переславский. Резервы, считает он, есть. Например, сворачивая льготное ипотечное кредитование, деньги можно перенаправить в отстающие отрасли, заодно и снять напряжение с рынка недвижимости, где наблюдается явный перегрев. 

Так или иначе, обращает внимание Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», в 2024 году расходы на «Национальную оборону» составят около 39% всех расходов. Это рекордная доля, по крайней мере, с 2006 года (доступная годовая история министерства финансов). Предыдущий максимум (34,5%) был в 2016 году. В 2021 году доля этих статей в расходах бюджета составляла менее 24%, а фактические данные за 2022 год не раскрывались. 

«Чтобы сбалансировать такой рост расходов и показать сокращение бюджетного дефицита, в бюджет и был заложен соответствующий этому рост доходов, в частности, увеличение нефтегазовых доходов почти на 30% до 11,5 трлн руб.», — полагает она.

При этом, обращает внимание Николай Переславский, порядка 4 трлн рублей правительство планирует направить на технологические и инфраструктурные проекты из Фонда национального благосостояния, плюс поддержка регионов в виде бюджетных кредитов на развитие местных промышленных предприятий, которые, на мой взгляд, обеспечат стабильность экономического развития. 

«В то же время я полагаю, что этих денег будет недостаточно для сохранения темпов роста ВВП как в текущем году, — говорит аналитик. — На мой взгляд, такие отрасли как дорожное строительство в регионах, авиастроение, автомобилестроение остро нуждаются в дополнительном финансировании для стабильного перехода к технологической независимости», — считает он.