Информация о том что «Росатом» приобретает долю в компании Kraftway, просочилась в прессу: в частности, об этом сообщил «Коммерсант», утверждая, что сделка уже завершена. Источники «Монокля» на рынке подтвердили достоверность этого события, сами стороны слияние не комментируют, на запрос нашего издания представители компаний не ответили.
По оценкам участников рынка, за долю в 50% в компании Kraftway «Росатом» может заплатить от 3 до 5 млрд рублей. Сделка, безусловно, является, громким событием для российского ИТ-рынка, однако ее нельзя назвать неожиданной: «Росатом» присматривался к Kraftway около года.
Точнее, внимание к Kraftway проявляло НПО «Критические информационные системы» (НПО КИС) — структура «Росатома», которая была создана в октябре 2022 года в рамках усиления государственного контроля за ИТ-технологиями на так называемых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Ранее, в марте 2022 года, специальный указ об этом подписал президент Владимир Путин (Указ №166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»).
Компоновка компонентов
Kraftway — один из старейших российских производителей компьютерной техники, компания была основана еще в 1993 году. В середине 1990-х в России бурно развивалась следующая практика: компании из ключевых зарубежных комплектующих собирали настольные ПК и затем под своим брендом предлагали их рынку, адаптируя под задачи разных клиентов (скажем, офисным сотрудникам — одни компьютеры, любителям домашних игр — другие, крупных корпоративным заказчикам — третьи).
По такому пути пошел и Kraftway — изначально компания начала выпускать компьютерную технику под торговой маркой GEG. Причем в Kraftway, помимо массовых компьютеров, сразу взялись за сборку сложных аппаратных решений — например, серверного оборудования. В частности, в свое время Kraftway активно выпускала серверы на базе архитектуры американской корпорации Intel. Модели серверов таких серий, как GEG Express, созданные на основе процессоров Intel Xeon и Xeon MP, были хорошо востребованы у российских предприятий за счет быстрой для своего времени скорости обработки данных.
Российская микроэлектроника, как известно, не может похвастаться выпуском многих видов конкурентных на мировом уровне изделий, таких, как микропроцессоры. Но российские производители электроники научились с достаточно высокой степенью локализации выпускать самые различные электронные изделия из более мелких зарубежных компонентов. К ним относится и компания Kraftway, которая в 2007 году в Обнинске Калужской области запустила крупное предприятие по выпуску компьютерной техники.
В Kraftway утверждают, что в общей сложности в свой завод было вложено 35 млн долларов. Сейчас общая площадь предприятия составляет 6 тысяч квадратных метров, суммарная мощность завода составляет до миллиона единиц продукции в год. Самые технологичные процессы здесь связаны с запущенной в 2013 году линией монтажа плат — основы модульного построения любого электронного устройства. На печатную плату в зависимости от задачи наносятся ключевые элементы электронного продукта: например, если речь идет о компьютере, то на плату размещают процессор, системную шину, оперативную память, контроллеры периферийных устройств и пр. Получается, что с использованием зарубежных элементов локализуется нужная компоновка их для конкретного изделия.
За счет этого подхода на заводе Kraftway выпускается широкая номенклатура электроники и компьютерной техники. К ним относятся как настольные компьютеры, рабочие станции, моноблочные ПК, так называемые, «тонкие клиенты» (компактные компьютеры), так и серверы и множество других востребованных в самых разных сферах устройств — таких, как IP-камеры видеонаблюдения, микроконтроллеры, твердотельные накопители информации и т.д. И скорее всего, с приходом нового партнера предприятие Kraftway получит новый импульс для развития.
И себе, и людям
Государственная корпорация «Росатом» с годовым оборотом порядка 1,7 трлн рублей в последнее время проявляет значимую активность в диверсификации своей деятельности. Это уже давно не предприятие, которое занимается только атомной энергетикой: в сферы ее внимания попадает все больше высокотехнологичных направлений. Достаточно упомянуть развитие концерна в направлении производства ледокольных судов или выпуска автомобилей (проект электрокара «Атом»), производство батарей для машин на электрическом ходу (завод в Калининграде»), развитие зарядной инфраструктуры электрической мобильности по всей России.
С помощью нового поглощения «Росатом» планирует развивать свои компетенции и в ИТ-сфере. Госкорпорация сама является крупным потребителем компьютерных аппаратных и программных комплексов, которые обеспечивают бесперебойную работу инфраструктуры атомных станций и других сфер деятельности компании. Получив такой актив, как Kraftway, корпорация сможет гарантированно обеспечить бесперебойную работу своих информационных систем. И при этом есть хорошие перспективы увеличивать присутствие компании на других внешних перспективных сегментах российского ИТ-рынка, которые имеют большой потенциал развития.
Рынок на подъеме
После начала санкционной войны и ухода многих западных ИТ-компаний с российского рынка спрос на российские решения в сфере информационных технологий динамично растет. Например, сегмент, так называемого, инфраструктурного программного обеспечения, которое является основой для построения корпоративных информационных систем предприятий, в прошлом году имел объем продаж в 77 млрд рублей, оценила аналитическая компания Strategy Partners. И уже к 2030 году этот сектор рынка вырастет в три с половиной раза, до 270 млрд рублей. При этом доля российских компаний здесь также будет стремительно увеличиваться: если в прошлом году, по оценкам Strategy Partners, она составляла 64%, то к 2030 она достигнет уровня 90%.
Сложнее ситуация с отечественными аппаратными решениями (так называемым «железом»). Тут до сих пор правят бал иностранные производители, по самым оптимистическим оценкам, например, в сегменте настольных компьютеров российским брендам принадлежит не более 25% рынка. И это при том, что основные компоненты для компьютеров, такие, как процессоры, производятся за рубежом. Отечественная микроэлектроника пытается встать на ноги, отдельные образцы отечественного «железа» на рынке есть (процессоры «Эльбрус», «Байкал»), но сценарий реального импортозамещения в микроэлектронике в России займет еще не один год.
Существенный стимул перехода на отечественные ИТ-решения в настоящее время исходит от государства. В соответствии с упомянутым выше указом, с 31 марта 2022 года запрещен без согласования с властями импорт зарубежного программных продуктов для объектов критической информационной инфраструктуры. А с января 2025 года иностранное программное обеспечение вообще нельзя будет там использовать. Ужесточаются и правила в отношении аппаратных средств, которые должны проходить соответствующую сертификацию.
По мнению участников рынка, объединенная компания Kraftway может проявить себя, в частности, в наращивании выпуска защищенного и безопасного серверного оборудования, а также различной электроники (датчиков, микроконтроллеров, IP-камер и пр.) для широкого спектра крупных государственных пользователей. «По итогам текущего года, ИТ-рынок в значительной степени перераспределился в пользу отечественных производителей, — комментирует Роман Приходченко, директор по информационным технологиям системного интегратора Navicon. — Так, суммарная выручка крупнейших российских разработчиков ПО и интеграторов увеличилась более, чем на 28%. Тем не менее, процесс перехода от привычного ПО по-прежнему длительный и вызывает сложности у пользователей. По данным аналитиков, в июле 2023 года порядка 80% опрошенных продолжают работать на Windows».
«Основная трудность сейчас, на мой взгляд, заключается в глубокой интеграции зарубежных решений в российскую ИТ инфраструктуру, — продолжает Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании "Газинформсервис". — Даже после ухода многих зарубежных компаний из недружественных стран, эти решения продолжают эксплуатировать разными путями».
Специалисты убеждены, что даже несмотря на усилия государства, в одночасье полностью перейти на российские ИТ-продукты не получится. «Воссоздать весь набор инфраструктурного ПО, которым пользовались все виды бизнесов в России, за пару лет не получится. Спектр задач такого софта очень большой, и повторить тот же путь развития, который прошли западные вендоры за три десятилетия, во всех отраслях сразу невозможно», — указывает Максим Копов, ИТ-директор ГК «КОРУС Консалтинг».
Но все же российские компании все успешнее разрабатывают ИТ-решения, закрывающие критичные функции, необходимые для поддержки работоспособности бизнеса — как небольших, так и крупных предприятий. И чтобы двигаться дальше, необходимо стратегически выстраивать работу по преодолению возникающих проблем. «С точки зрения интегратора сейчас ощущается острая нехватка полной, качественной и однозначной технической документации по продуктам, на которую можно опираться при планировании архитектуры и дальнейшем внедрении значимых ИТ-решений, — говорит Тимур Бадретдинов, руководитель направления инфраструктурных решений компании "Сиссофт". — Чтобы решать эту проблему надо выделять внутри российских ИТ-производителей экспертные группы, которые будут постоянно актуализировать документацию, готовить специализированные технические учебные курсы по внедрению и администрированию, регулярно запрашивать и получать обратную связь от ИТ-специалистов заказчиков и интеграторов».