Крутые горки
Цены на литий стремительно снижаются. К текущему моменту они обвалились до самого низкого уровня за два года из-за опасений по поводу спроса на металл в Китае, крупнейшем мировом рынке электромобилей.
Литий — ключевой компонент аккумуляторов для таких машин. Но спрос на него сейчас относительно невысок не только в КНР, но и в целом на мировом рынке.
Пессимизм в отношении продаж электромобилей в Китае ограничил спрос производителей аккумуляторов на литий в их обычный сезон пополнения запасов. Вместо этого фирмы воспользовались высокими запасами после избытка предложения, вызванного обширными субсидиями со стороны китайского правительства в течение 2021 и 2022 годов.
В результате этого цены на карбонат лития упали до 120 тыс. юаней за тонну, самого низкого уровня с августа 2021 года. Сравним это с ситуацией годичной давности, когда в ноябре 2022 года цены на литий достигли 600 тыс. юаней.
Если говорить о другом крупнейшем рынке, то в США, продажи электромобилей не оправдали ожиданий. Развитие событий вынудило ключевых игроков рынка прогнозировать, что дефицит лития возобновится только в 2028 году.
Впрочем, сейчас ожидается, что объем производства серебристо-белого металла останется устойчивым. Mineral Resources, второй по величине в мире производитель литиевого сырья сподумена, планирует удвоить производство металла в Западной Австралии в следующем финансовом году. Но это также будет удерживать цены на низком уровне.
Логичным выглядит то, что спад цен на металл ударил и по инвесторам. Как пишет Bloomberg, стоимость ETF Sprott Lithium Miners упала до самого низкого уровня с момента создания фонда в феврале, а ETF Global X Lithium & Battery Tech обвалился до самого низкого уровня с 2020 года.
Аналитики Goldman Sachs Group ожидают дальнейшего падения цен на карбонат лития в течение следующих 12 месяцев. «До конца года основное внимание, по-видимому, будет уделяться сезонному росту продаж электромобилей в Китае, и мы думаем, что любое разочарование относительно исторических норм может оказать ускоренное понижательное давление на цены», — заявили эксперты.
Тем не менее, согласно мнению экспертов Wilsons Advisory, текущий спад предоставляет хорошую возможность для покупки лития, поскольку рост спроса в течение следующего десятилетия должен поддержать долгосрочные цены. А в BloombergNEF ожидают, что мировой спрос на литий к концу текущего десятилетия вырастет почти в пять раз.
Бум производства
Рынок лития падает с начала года, когда на рынке начал лопаться пузырь, надутый ажиотажем, связанным с электромобилями, подтверждает и финансовый аналитик маркетплейса «Финмир» Павел Сокол. 30 декабря 2022 года литий стоил 83,5 доллара за килограмм на бирже Comex, а цена закрытия декабрьского контакта 4 декабря 2023 года — $18,05 за килограмм. Снижение на 78%.
Пекин сократил с января субсидии на электромобили, что привело к снижению цен на литиевую руду и замедлило рост спроса на электромобили. Китай производит около 70% мировых аккумуляторов и более половины электромобилей, приводит статистику эксперт. Более медленные темпы роста также прогнозируются для сектора хранения энергии, второго по величине потребителя лития. Ожидается, что до 2026 года предложение лития будет расти в среднем на 35% в год при ежегодном темпе роста спроса на 25%.
По прогнозу UBS, мировые поставки лития вырастут на 40% в 2024 году и составят более 1,4 млн тонн в эквиваленте карбоната лития. Объем производства в крупнейших регионах-производителях — Австралии и Латинской Америке вырастет на 22% и 29% соответственно. А в Африке ожидается его удвоение благодаря проектам в Зимбабве.
Производство в Китае также вырастет на 40% в ближайшие два года, указывает эксперт со ссылкой на UBS — благодаря крупному проекту CATL в южной провинции Цзянси. По данным CITIC Futures, рост поставок приведет к тому, что глобальный избыток лития составит 12% по сравнению с 4% в этом году.
«Как мы можем сделать вывод, быстрой смены нисходящего тренда с таким перекосом предложения ждать не стоит. Несмотря на то, что текущие цены ударяют по производителям с высокой себестоимостью, в Китае, например, есть ряд производителей, себестоимость которых вдвое ниже», — полагает Павел Сокол.
«Собственный литий объективно нужен»
Цены на сырье очень волатильны, и особенно на материалы, которые находятся на пике актуальности, заявил «Моноклю» аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Он напоминает, что ранее было много публикаций о грядущем дефиците лития на фоне стремительного роста производства аккумуляторных батарей и электромобилей, но оказалось, что опасения преувеличены.
«Лития в недрах планеты содержится довольно много, вопрос лишь в его достаточной концентрации для промышленной разработки и в технологиях его извлечения, которые тоже не стоят на месте. В последние годы на ожиданиях быстрого роста спроса и на фоне высоких цен в мире были сделаны большие инвестиции и было запущено много проектов по добыче лития по всему миру, в том числе и в России. Динамика роста спроса начинает отставать от скорости роста потенциального предложения, и цены снижаются. Такова природа цикличности цен на ресурсы», — говорит он.
Как напоминает Алексей Калачев, в России сейчас реализуется несколько проектов по добыче лития (например, у «Ростеха», «Росатома», «Норникеля»). Текущий обвал будет иметь очень ограниченное влияние на российские проекты, уверен он. Во-первых, цены упали относительно пиковых котировок, но они все же заметно выше средних значений прежних лет. Во-вторых, из того, что рынки цикличны, нужно делать и тот вывод, что инвестиции в долгосрочные проекты не должны исходить из текущей краткосрочной конъюнктуры.
«Россия тоже вступила на путь энергоперехода, неизбежно будет развивать и возобновляемую энергетику и производить все больше электромобилей. Собственный литий объективно нужен для производства аккумуляторов. Внешние ценовые колебания вряд ли что-то в этом могут изменить», — заключает Алексей Калачев.