Министр коммерции КНР Ван Вэньтао пожаловался на прошлой неделе на сложные внешние условия, среди которых он выделил протекционизм и геополитические конфликты. Но при этом заверил слушателей, что у Китая есть козыри: рекордный экспорт электромобилей, литиевых батарей и оборудования для солнечной энергетики.
Экспорт продукции так называемой «новой тройки», новых секторов «зеленой» экономики, выросший в прошлом году на 30% до 1 трлн юаней (139,3 млрд долларов), стал хорошим подспорьем для второй экономики планеты, которая борется с кризисом в строительной отрасли, дефляционным давлением и низкой уверенностью инвесторов, пишет Financial Times.
В Пекине очень надеются на литий, электромобили и солнечные панели и готовы завалить ими всю планету, отмечает FT, но для торговых партнеров Китая рекордный экспорт вышеперечисленной продукции представляет угрозу, потому что ввиду низких цен, которые обеспечивают государственные субсидии, он больно бьет по местным производителям. В этом году Еврокомиссия (ЕК) намерена закончить громкое расследование незаконных, по мнению европейцев, правительственных субсидий, позволяющих китайским автопроизводителям снижать цены на электромобили и повышать их конкурентоспособность.
В Брюсселе обеспокоены и схожей ситуацией с солнечными панелями, и со многой другой продукцией китайских компаний. ЕК планирует поддержать производство собственных солнечных панелей на континенте и провести еще одно антидемпинговое расследование, что, естественно, еще больше обострит отношения между ЕС и КНР.
Приблизительно тем же заняты за океаном: США, например, усиливают контроль за экспортом высокотехнологического оборудования в Китай.
В Пекине крайне недовольны европейским расследованием и называют его «неприкрытым протекционизмом». Не скрывают недовольства в Китае и другими мерами, предпринимаемыми торговыми партнерами для защиты своих производителей.
На Западе, однако, это называют не протекционизмом, а мерами, направленными на снижение рисков. Западные критики, в свою очередь, обвиняют Пекин в протекционизме и приводят в качестве доказательства жалобы иностранных компаний на усиливающиеся преграды на пути проникновения на китайский рынок.
Появление в Поднебесной «новой тройки» экспортных товаров, а также госпомощь, оказываемая правительством в других секторах, усиливает конфликт между китайской экономической системой, объединяющей финансовую поддержку правительства и агрессивную политику частного сектора, и рыночного капитализма в развитых странах, замечает британское издание.
На Западе и, в первую очередь, в Европе хотят, чтобы Пекин ослабил вмешательство государства в экономику и сконцентрировался на внутренней экономике. Китайские же лидеры не хотят отказываться от концепции открытой торговли, но, естественно, в их понимании этого термина.
Терпению европейцев пришел конец в 2022 году, когда их дефицит в торговле с КНР достиг рекордных 400 млрд евро. Брюссель начал антидемпинговое расследование в отношении китайских электромобилей в прошлом году после того, как стало ясно, что они постепенно захватывают европейский рынок. События на Украине и коронавирусная пандемия убедили руководство Евросоюза в необходимости диверсификации поставок ряда ключевых продуктов, например, редкоземельных металлов, на рынке которых доминирует Китай.
«Мы не хотим декаплинга (разрыва экономических связей) с Китаем, — пояснила Урсула фон дер Ляйен в ходе декабрьской поездки в Пекин. — Мы хотим снизить риски при помощи диверсификации цепочек поставок».
Схожую позицию по этим вопросам занимают США. Кроме ограничения доступа к современным чипам для китайских компаний и тщательной проверки инвестиций, как идущих в Китай, так и поступающих оттуда, президент Байден, как известно, подписал в позапрошлом году закон «О снижении инфляции» (IRA), который должен укрепить цепочки поставок для «зеленых» секторов американской экономики.
Однако Ван Лутун, отвечающий в МИД КНР за связи с Европой, участвовавший, естественно, в конце прошлого года в переговорах с европейской делегацией, объяснил развитие и успехи китайской промышленности на внешних рынках не государственными субсидиями и прочей поддержкой правительства, а инновациями. При этом в Пекине не понимают (или делают вид, что не понимают), что занимаются при помощи того же самого протекционизма диверсификацией поставок и укреплением самодостаточности экономики Поднебесной.
Причем сам Пекин занимается этим «снижением рисков» давно, еще с начала нулевых, когда были запущены несколько экономических программ, направленных на снижение зависимости от иностранных технологий к 2020 году до максимум 30%. Из той же области и знаменитая программа «Made in China 2025», призванная превратить КНР в лидера в области современных технологий. На Западе с крайней осторожностью и подозрением отнеслись ко многим пунктам программы. Например, к такому: китайские производители оборудования для сетей 5G должны владеть к 2025 году 80% внутреннего рынка и 40-45% международных рынков. В первую очередь Запад не устраивали способы достижения задач программы и, конечно, один из главных способов – государственные субсидии, которые, к примеру, для производителей электрических батарей превышали 50% стоимости продукции.
Результаты мер, направленных на снижение рисков от Запада, налицо. Например, по данным китайских СМИ, доля китайских электромобилей на внутреннем рынке составляла в 2022 году 79,9%.
К слову, программа «Made in China 2025» была одной из причин, по которой президент Трамп начал против Китая торговую войну.
«США должны смириться с тем, что огромная нерыночная экономика интегрировалась в международный экономический порядок и представляет сейчас очень серьезные вызовы», — сказал в апреле 2023 года советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.
Салливан обвинил Пекин в мощном субсидировании как традиционных секторов экономики: металлургии, например, так и ключевых секторов экономики будущего.
В Пекине отмахиваются от жалоб иностранных предпринимателей на то, что их не пускают на китайский рынок. Но те, конечно, продолжают сетовать. «Невозможно конкурировать с экономикой, которая по существу всегда открыта только тогда, когда поезд уже отошел от перрона», — образно объяснил ситуацию бывший президент Торгово-коммерческой палаты ЕС в КНР Йорг Вуттке.
В Европе и США лет 10-20 назад думали, что, торгуя и сотрудничая с Китаем, они сделают китайцев похожими на них. Однако оказалось, что скорее все наоборот и что это китайцы делают европейцев и американцев похожими на себя.