В прошлом году автоперевозчики уже поднимали цены ― на 34% вслед за аналогичным ростом себестоимости доставки. Одна из главных причин роста себестоимости перевозок ― дефицит водителей и рост их заработной платы. По данным ААПЭ, она за год увеличилась более, чем в два раза ― до 165 тысяч рублей, и вырастет еще минимум на 30%. Кроме того, перевозчики испытывают дефицит техники ― магистральных тягачей иностранного производства, за последние два года они подорожали в среднем на 40%, до 10 млн. рублей, и связано это, в первую очередь, с изменением курса валют. Также в 1,7 раз увеличился утилизационный сбор, а ставки по лизингу автомобилей после повышения ключевой банковской ставки до 16%, выросли до 18-20%. На 30% в прошлом году выросли расходы и на обслуживание техники и закупку запчастей (средний возраст автопарка превышает 20 лет).
Если авиа и железнодорожные перевозчики обладают достаточным административным и лоббистским ресурсом, то отрасль грузовых автоперевозок весьма фрагментарна ― представлена большим количеством разрозненных игроков ― индивидуальных предпринимателей и компаний малого бизнеса. 10 крупнейших перевозчиков в стране занимают менее 10% рынка. В то время как проблем у отрасли ― финансовых, организационных и пр. ― накопилось очень много. Ими и призвана заняться созданная в канун Нового года Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. И, видимо, решить эти проблемы без очередного роста цен на свои услуги пока не представляется возможным.