Выручка корпорации «Технониколь», производителя строительных материалов, по итогам 2023 года превысила 211 млрд рублей, показав рост почти в 17% относительно 2022 года.
Как рассказал совладелец и управляющий партнер компании Сергей Колесников, в начале прошлого года в то время, когда все вокруг прогнозировали падение российской экономики в целом и обрабатывающих производств в частности, он выглядел белой вороной, утверждая, что бизнес компании вырастет как минимум на 5%.
«Но я все равно оказался не прав, все в реальности оказалось еще более оптимистично», — говорит он, отмечая, что в целом объем производства строительных материалов в денежном выражении в России вырос только на 2,6%, — «Год для нас был очень удачным».
В 2023 году корпорация построила два новых завода и купила еще 10. Часть приобретений состоялась на новом для «Технониколь» рынке — лесозаготовки и деревообработки. Это позволило компании войти в топ-10 переработчиков древесины в России. На стадии рассмотрения еще несколько сделок на этом рынке.
«Рынок очень конкурентный, очень много производителей. Это рынок цены. Мы хотим, конечно, внести свою лепту: лес должен быть доступен по цене и при этом качественным», — считает Сергей Колесников.
В конце 2022 года в состав «Технониколь» вошел завод домокомплектов «Малоэтажные комфортные дома», расположенный в городе Семенов Нижегородской области. К моменту покупки завода не работал. Вновь производство на нем было запущено в 2023 году и, как говорят в «Технониколь», спрос на продукцию завода существенно превысил предложение. Поэтому сейчас предпринимаются меры, направленные на увеличение объемов производства. При этом ставится цель максимум операций проводить в заводских условиях и тем самым сократить срок строительства дома непосредственно на участке с 6 месяцев до двух недель. В планах компании — выйти в этом году на объем производства в примерно 500 домокомплектов.
Но и этого мало.
Сегодня на долю индивидуального жилищного строительства, в том числе и с использованием деревянных конструкций, приходится порядка половины от всех введенных в стране квадратных метров жилья. Это порядка 500 тыс. домов.
При этом, по словам генерального директора «Технониколь» Владимира Маркова, в России, несмотря на обилие леса, на деревянное домостроение приходится менее 25%. В то время как в США из дерева строится 67% жилья, в Японии — 45%, в Финляндии — 40%.
Рынок ИЖС в России не структурирован — игроков много, каждый строит, что хочет и как хочет. Не всегда построенные дома отвечают современным требованиям качества и безопасности. И при этом стоят дорого. Массовое заводское производство домокомплектов позволяет снять эти проблемы, упорядочить рынок.
Тем более, что сейчас уже можно получить ипотеку на строительство собственного дома, а в скором времени ожидается принятие закона, по которому на индивидуальное строительство с использованием домокомплектов и типовых проектов будет распространен механизм эскроу-счетов. Сейчас он действует для многоэтажных жилых новостроек и индивидуальных жилых домов, которые строит девелоперская компания. Распространение эскроу-счетов на точечную застройку частными лицами резко увеличит спрос на домокомплекты. Средства граждан в случае использования этого механизма будут защищены: подрядчик получит их только после того, как построит дом, а клиент его примет.
В «Технониколь» считают, что в России нужно построить как минимум 25 заводов, мощностью по 2 тыс. домокомплектов в год для того, чтобы закрыть 10% рынка ИЖС. Срок строительства такого завода, как говорят в компании, полтора-два года. Стоимость — 2,5 млрд рублей.
«Где взять 62,5 миллиарда рублей? Деньги сейчас стоят на рынке 18 процентов годовых. И вся красивая идея о доступном и качественном жилье упирается в индустрию стройматериалов. Дешевые деньги есть у Фонда развития промышленности. Если я приду в ФРП и скажу, что мы хотим построить хотя бы пять заводов из этих 25 и нам нужно 12,5 миллиардов, половину мы сами дадим, а половину — дайте, то, вопрос — нам дадут или нет? Скорее, нет. А раз нет, то мы эти заводы быстро не построим», — говорит Сергей Колесников.
Он считает, что объем средств, которыми может распоряжаться ФРП, слишком мал и не позволяет в должной мере поддержать развитие промышленности и что фонд нуждается в докапитализации. Тем более, что возможности для этого есть, а результаты работы фонда показывают, что практически все взятые у него средства заемщики возвращают.
«Мы могли бы строить больше заводов и быстрее. И деньги фонду возвращать. И, соответственно, в стране было бы построено больше жилья», — уверен совладелец «Технониколь».
Впрочем, и в текущем году, и в последующие несколько лет компания планирует активно развиваться. «Де-факто, мы вернулись, в 90-е. В хорошем значении для предпринимателей. Все активно развивается — от туризма внутреннего до производства», — считает Владимир Марков.
«В 1990-е "Технониколь" росла на десятки процентов в год. И сейчас такие цифры вновь становятся для нас реальностью. В следующие пять лет мы планируем вырасти минимум в два раза», — прогнозирует гендиректор. По его словам, до конца 2026 года компания намерена направить на увеличение мощностей 40 млрд рублей.
«Завершается грандиозная стройка в Казахстане, там скоро запустим два завода по производству каменной ваты и экструзионного пенополистирола. Стартовало строительство завода XPS в Узбекистане и второго завода по производству каменной ваты в Казахстане», — рассказал он, — «В России начинаем строительство двух заводов по производству теплоизоляции в Ростовской области. Много проектов реанимировано — это и Воскресенск, и Саратов, и Дальний Восток».