Новый режим охраны, так называемые софт-патенты, позволит усилить защиту инвестиций в интеллектуальную собственность в области информационных технологий. Кроме того, это поможет регионам должным образом учесть и продемонстрировать вложения в нематериальные активы в составе инвестиций в основной капитал и тем самым улучшить свои ключевые показатели эффективности.
Именно в сфере информационных технологий капитализация интеллектуальной собственности растет наиболее быстрыми темпами. Это сквозная отрасль, которая активно развивается во всех субъектах федерации независимо от их экономической специализации. Однако из-за особенностей правовой охраны компьютерных программ учет такой интеллектуальной собственности проблематичен. На сегодня в России сам код охраняется авторским правом как литературное произведение, машиночитаемые данные – смежным правом, интерфейсы – в качестве промышленных образцов, а важнейшая часть программного обеспечения, собственно, алгоритмы, вычислительные модели – не охраняются никак. Это тормозит развитие рынка IT, в том числе нейросетей, а также не позволяет регионам должным образом учесть весь массив интеллектуальной собственности.
Руководитель Роспатента Юрий Зубов отметил, что грамотное законодательное решение для охраны алгоритмов стимулирует развитие рынка интеллектуальной собственности и укрепит технологический суверенитет государства: «Если появятся такие софт-патенты, которые охраняют вычислительные модели, то многие компании смогут ускорить разработку, купив готовые объекты интеллектуальной собственности. Да и защита компьютерных программ, если в арсенале четвертой части ГК будет такая возможность, ощутимо усилится. Это особенно важно, потому что под определение вычислительных моделей попадают обученные нейросети, различного типа системы машинного обучения. Не все компании могут позволить себе инвестиции в создание таких систем, а вот использовать их по лицензии – смогут. Все это важно для бизнеса, цифрового суверенитета страны и развития ее экспортного потенциала».
Глава ведомства выразил готовность разработать критерии качественной экспертизы вычислительных моделей, оценки их новизны и полезности совместно с РСПП, Федерацией интеллектуальной собственности и Центром частного права.
Председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский горячо поддержал коллегу и отметил, что РЦИС уже исследовал мировой опыт охраны алгоритмов: «Практически везде, где реализована охрана вычислительных методов, моделей, в первую очередь в США, их притягивают либо в форме изобретения, либо объявляют частью полезной модели. Раз программа работает на компьютере, выдать патент на нее вместе с компьютером – вот подход. Это попытка притянуть под известные режимы охраны объекты, которые имеют другую природу. Ценности в подобном решении нет ни для заявителей, ни для патентного ведомства, которое голову сломает, проверяя патентоспособность».
В ЕС же, по его словам, и вовсе побоялись вводить охрану, предвидя монополизацию рынка и ограничение в работе европейских компаний со стороны более сильных IT-компаний из США. «Нам бояться нечего, у нас сильный IT-сектор. Поэтому давайте разработаем нужное и прямое законодательное решение для охраны вычислительных моделей. Решение, которое усилит защиту инвестиций в IT и поможет губернаторам добиться их роста», – подытожил он.