Расширение производства никеля может привести к его уменьшению
Фьючерсы на никель 27 февраля 2024 года колеблются около отметки 17 тыс. долларов за тонну. Тем самым, они остаются вблизи самого низкого уровня почти за три года.
Утром во вторник стоимость никеля на Лондонской бирже металлов (LME) упала незначительно: на 0,6%, до 17 060 долларов за метрическую тонну. Самый продаваемый мартовский контракт на никель на Шанхайской фьючерсной бирже (SHFE) снизился в цене на 1,5%, до 132 430 юаней (18 397,4 долл.) за тонну.
Такая динамика цен на никель объясняется более медленным, чем ожидалось, ростом продаж электромобилей, что снижает спрос на этот металл. Из страновых факторов нужно отметить снижении спроса у крупнейшего потребителя никеля — Китая.
Также, негативной для цен новостью стало заявление Индонезии о том, что её власти собираются выдать дополнительные квоты на добычу никелевой руды, что должно помочь снизить её дефицит в крупнейшем в мире производителе этого металла. На Индонезию приходится более половины мировых поставок, а к концу десятилетия она может сосредоточить три четверти всего производства.
В настоящее время, как заявил в понедельник представитель министерства горнодобывающей промышленности Индонезии, это ведомство выдало разрешения на добычу на 145 млн тонн никелевой руды и 14 млн тонн бокситов.
Опасения рынков обоснованны: практически безграничные поставки дешевого металла из Индонезии не дают заработать другим никелевым проектам в мире, что подталкивает ряд из них к банкротству. Ситуация сложилась парадоксальная.
Потенциальный крах грозит добыче никеля от Австралии до Новой Каледонии в то самое время, когда западные правительства изо всех сил пытаются обеспечить цепочки поставок, необходимые для декарбонизации мировой экономики. Но по иронии судьбы, , как замечает Bloomberg, производство никеля на угле в Индонезии ведет к обрушению рынка этого, важного для «зеленой» экономике металла.
Традиционно никель делился на две категории: низкосортный — для производства нержавеющей стали, и высококачественный — для выпуска аккумуляторов. Масштабное расширение производства в Индонезии привело к избытку низкосортной продукции, но, что особенно важно, технологические инновации позволили переработать этот избыток в высококачественный металл.
Сырьевые рынки всегда были подвержены циклической волатильности. Но то, что происходит в никеле сейчас, отличается: вся отрасль переживает структурный сдвиг, который изменил все прежние прогнозы и модели.
К примеру, BHP Group, крупнейшая в мире горнодобывающая компания, рассматривала никель как ключевой растущий рынок, который поможет компенсировать отказ от ископаемого топлива. Но пока металл приносит только убытки. На этой неделе генеральный директор компании Майк Генри признал, что ей придется принять решение о закрытии флагманского никелевого бизнеса в Австралии в течение ближайших нескольких месяцев.
BHP Group уже снизила стоимость своего бизнеса на 2,5 млрд долларов, заявив, что ожидает сохранения профицит рынка как минимум до 2030 года. Это означает, что проблемы, скорее всего, только начинаются.
Тем временем Австралия предприняла шаги по укреплению своей никелевой промышленности, включив металл в список важнейших полезных. Министр природных ресурсов Мадлен Кинг признала, что международные цены на никель, как ожидается, останутся относительно низкими в течение 2024 года и, возможно, в течение нескольких последующих лет, пока избыток никеля на рынке не будет устранен.
Аналитик поделился прогнозом до конца года
В этом году возможен серьезный профицит металла со стороны Индонезии, подтверждает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research. По его словам, страна воспользовалась скачком цен на Лондонской бирже металлов (в начале марта 2022 года цена на никель поднималась выше 50 тысяч долларов тонну) и все это время активно развивала собственные месторождения. Мировой спрос на первичный (низкосортный) никель класса 2 в этом году, по оценкам экспертов, увеличится примерно на 10% за счет увеличения потребления в секторе нержавеющей стали и умеренного роста в секторе сплавов.
И именно этот спрос будет удовлетворяться за счет ввода в строй высокими темпами новых мощностей по добыче металла в Индонезии — основном поставщике, и Китае — второстепенном, говорит аналитик. Спрос на никель высокой чистоты — класса 1 предъявляют производители аккумуляторов для электромобилей.
Но в настоящий момент на этом рынке наблюдается общее падение продаж по всем сегментам. Что, естественно, отражается в ценовой политике фирм-производителей. А следовательно, производство никеля этого класса чистоты останется на прежнем уровне.
«Также, — указывает Николай Вавилов, — согласно базовой модели спроса-предложения, падают цены на никель на Лондонской бирже металлов (LME), и в настоящий момент котировки этого металла показывают отметку чуть выше 17 тысяч долларов за тонну, что является верхним уровнем кривой затрат. При такой высокой конкуренции и текущем уровне цен, примерно половина производителей данного металла уже работает в убыток, так как себестоимость в этом производстве очень высока. Именно поэтому несколько мировых производителей уже объявили о приостановке выпуска металла, а другие реструктурировали бизнес и обратились к властям своей страны за финансовой помощью».
Сегодня, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев, ожидания по рынку сдержанные. Профицит никеля может сохраняться в ближайшие годы, оказывая давление на цены. В перспективе года, по оценке БКС, цены на металл могут опуститься 13,5–14 тыс. долл. за тонну.