Энергетические гиганты типа Exxon сейчас не жалуют газовые активы в континентальной Европе, которая остро нуждается в дешевом, причем, желательно, своем собственном газе, и делают ставки на месторождения в экзотических странах, как, например, Гайана и Намибия.
Эта зима прошла в Европе, включая Германию, главную европейскую экономику, без эксцессов и потрясений благодаря относительно высоким температурам и наполненным газом подземным хранилищам. Однако наполнены они не европейским газом. Германия в частности и Европа в целом, пишет Oil Price, поменяла одну зависимость (от Газпрома и российского газа) на другую (от американского сжиженного газа, СПГ). При этом в Брюсселе прекрасно понимают, что континент отчаянно нуждается в собственном «голубом» топливе. Газ из-за океана или из Катара не только дорого стоит (в разгар энергетического кризиса ЕС платил за американский СПГ приблизительно на 40% больше, чем за трубный российский газ), но еще и существуют серьезные риски нестабильности поставок. Яркий пример - недавнее решение администрации Байдена временно заморозить выдачу лицензий на экспорт СПГ, что негативно отразится на экспорте американского газа. Причем, больше всего от этого пострадает главный импортер американского СПГ, т.е. Европа.
Германия сейчас строит многомиллиардные СПГ-терминалы, хотя дорогой СПГ-инфраструктуре и значительно более дешевая альтернатива. Причем, альтернатива, можно сказать, внутренняя, т.е. не зависящая от других стран. Речь идет о газовых активах, которые оставляют энергетические гиганты в Европе в погоне за более прибыльными активами в далеких странах.
Сейчас Западная Европа импортирует дорогой газ со всех континентов и регионов. После отказа от российского газа европейцам пришлось даже вернуться к «грязному» углю, от которого они, как им совсем недавно казалось, отказались навсегда.
По состоянию на конец 2022 года энергетический кризис обошелся Старому Свету, по оценкам Bloomberg, приблизительно в 1 трлн долларов. Конечно, уголь не может быть решением энергетических проблем Старого Света. Единственный выход – природный газ, который в ЕС признали «зеленым». Причем, газ не привозной, желательно, а свой, европейский. Наверняка, его не хватит для обеспечения всех потребностей континента в «голубом» топливе. Остальное же можно будет закрыть американским и катарским СПГ.
Здесь-то на сцену и выходит MCF Energy, новая (относительно) энергетическая компания, пожалуй, первая, которая специализируется на газовых активах на территории самой Европы. Компанию создал известный нефтегазовый инвестор Форд Николсон. Он специализируется на создании с ноля энергетических компаний, развитии их и затем выгодной продаже крупным компаниям, включая уже упомянутого Exxon. Николсон раньше работал в основном в Азии на других континентах, за исключением Европы. Сейчас он и MCF Energy, похоже, планируют устранить это «белое пятно» в своей карьере.
Интерес к Старому Свету со стороны энергетиков легко объясним: газовый рынок Европы сейчас претерпевает глубокие структурные изменения, оцениваемые в триллионы евро и долларов. Эксплуатировать газовые месторождения Европы Николсону помогают опытные специалисты, включая даже входящего в правление бывшего командующего силами НАТО в Европе генерала Уэсли Кларка.
MCF быстро приобрела солидный портфель из нескольких привлекательных газовых проектов в Германии и Австрии благодаря покупке немецкой энергетической компании Genexco GmbH. На одной из наиболее обещающих площадок в Австрии в Велчау в первых числах марта начинаются буровые работы. В ФРГ, на севере и юге, MCF принадлежат 6 крупных площадок. Туда бурильщики переедут сразу после окончания работ в Австрии.
Бурильные работы в Германии начнутся уже в марте с баварской площадки поблизости реки Лех. На юго-западе Баварии у MCF есть еще одна многообещающая площадка площадью 100 км2.