Море волнуется — раз…
Фьючерсы на сахар-сырец упали ниже 23,6 цента за фунт в начале февраля, приблизившись к самому низкому уровню за три недели. Но ситуация для потребителей сырья в эти дни очень непростая. Фьючерсы упали после месяца роста, и у них есть поводы к нему вернуться.
Ожидания стабильных поставок со стороны крупнейшего производителя и экспортера — Бразилии перебивает тревога по поводу дефицита сахара в Азии.
Опасения по поводу недостатка сахара на мировых рынках возникли еще в 2023 году. И на фоне перспектив ограниченного экспорта из Индии, основного поставщика сахара, и падения поставок из Таиланда, Европы, Китая и Мексики цены на это сырье подскочили к максимумам с 2011 года.
Индия является одним из крупнейших экспортеров белого сахара, но страна квотирует поставки на внешний рынок, и в прошлом году квоты были почти исчерпаны уже к апрелю.
Начало 2024 года для покупателей, однако, выглядело благоприятно. 25 января ассоциация сахарной индустрии Unica сообщила, что производство сахара в центре и на юге Бразилии подскочило в первой половине января год к году на 148,6% (напомним, что январь в Южной Америке — летний месяц). А производство сахара в 2023/24 сельскохозяйственном году, по данным на середину января выросло на 25,5% в годовом сопоставлении, до 42,099 млн тонн.
А на прошедшей неделе Национальное агентство Бразилии по поставкам для социальных нужд CONAB повысило прогнозы производства в стране сахарного тростника (ну путать с готовым сахаром) в текущем маркетинговом году до 678 млн тонн. Это на 11% больше, чем в предыдущем году, и на 4% выше предыдущих оценок в августе.
Все это работало на снижение цен, как и подешевевшая ранее нефть. Рост ее доступности уменьшает спрос на альтернативный вид топлива, этанол, сырьем для которого служит сахарный тростник.
Но есть и другая сторона. Выпуск сахара на индийских предприятиях сократился с октября по середину января на 7%. В качестве причины указывают на известное и загадочное тихоокеанское явление Эль-Ниньо («малыш»), связанное с изменением температуры океана. Очередная его фаза привела к рекордно низкому за 8 лет уровню муссонных дождей, то есть к засушливой погоде.
Следовательно, участникам рынка надо теперь исходить из того, что Нью-Дели может продлить запрет на экспорт этого сырья. В такой ситуации говорить о значительном падении цен на сахар не приходится.
Сокращение производства сахара в Индии является бычьим фактором, пишет Barchart. Ассоциация индийских сахарных заводов (ISMA) сообщила в прошлую среду, что производство сахара в стране в 2023/24 году за период с октября по 31 января упало на 3,2% в годовом сопоставлении, до 18,7 млн тонн. Ассоциация прогнозирует производство сахара в Индии в 2023/24 маркетинговом году на уровне 33,05 млн тонн, что на 9,7% ниже 36,6 млн тонн в 2022/23 году.
Поддержку ценам на сахар также оказывает объявленный недавно в Индии 50%-ный экспортный налог на мелассу, получаемую при переработке сахара. Это снижает вероятность того, что Индия снимет ограничения на экспорт сахара в обозримом будущем.
И наконец, появился прогноз, согласно которому производство сахара в третьем по величине производителя сахара в мире, Таиланде в этом сезоне будет даже ниже, чем ожидалось (а и ожидалось-то «не очень»), поскольку засушливая погода, причиной которой назван тот же Эль-Ниньо, повлияла на рост растений.
Этот прогноз и может вернуть цены на базовые фьючерсы к ралли, как отмечает Bloomberg. Фьючерсы на сахар-сырец в прошлом месяце показали самый большой месячный прирост с апреля, на фоне сообщений из Индии, и сокращение производства в Таиланде приведет к дальнейшему напряжению на рынке.
Согласно данным правительства этого королевства, его предприятия получают самый низкий урожай измельченного тростника как минимум за 13 лет. В последний раз Эль-Ниньо вызывал засуху сахарных культур в Азии в 2015 и 2016 годах, что привело к резкому росту цен.
И все же, даже на этом фоне мартовский контракт NY world sugar № 11 (SBH24) в понедельник завершил торги снижением на 1,51%, а мартовский London ICE white sugar № 5 (SWH24) — на 2,12%.
Падению цен способствовала слабость бразильского реала: в понедельник он упал по отношению к доллару до 3-месячного минимума, что стимулировало экспортные продажи бразильских производителей сахара. Давление на актив оказало и заявление крупного сырьевого брокера StoneX о том, что эта компания повысила оценку мирового переизбытка сахара на рынках в 2023/24 годах до 3,4 млн тонн с предыдущей оценки 730 тыс. тонн — и все из-за увеличения производства сахара в Бразилии.
Министерство сельского хозяйства США в своем двухгодичном отчете, опубликованном 23 ноября, прогнозирует, что мировое производство сахара в 2023/24 году вырастет на 4,7% в годовом сопоставлении, до рекордных 183,461 млн тонн, при том, что мировое потребление сахара в 2023/24 году тоже увеличится, но лишь на 1,2%, до (тоже рекордных) 178,431 млн тонн. При этом мировым запасам сахара в 2023/24 году «предстоит» упасть на 3,3%, до 13-летнего минимума в 33,681 млн тонн.
Свеклосахарный подкомплекс показывает хорошие результаты
Что касается России, то за период с 1 по 31 января 2024 года на биржах НТБ и СПбМТСБ было продано, в совокупности, 33 916 тонн белого сахара по средней цене 55 033 руб./тонну (609,92 USD/тонну). В конце декабря в организации «Союзроссахар» заявили, что стоимость российского сахара остается одной из самых низких в мире, что обеспечивает спрос на него со стороны, в том числе, промышленных потребителей.
Это, в частности, связано с тем, что в 2023 году российское производство сахарной свеклы существенно возросло. В настоящее время валовый сбор культуры составляет 51,7 миллиона тонн, что более чем на 4 миллиона тонн превышает показатель за аналогичный период прошлого года. А за десять месяцев текущего года производство сахара в России увеличилось на 14,6% и достигло 4,19 млн тонн.
По данным Союза сахаропроизводителей России, сообщили РИА Новости, в этом сезоне ожидается второй результат в истории современного свеклосахарного подкомплекса. Объемов производства свекловичного сахара будет достаточно не только для обеспечения внутренней потребности, но и для экспорта в страны ЕАЭС и СНГ.
Пока же цены на сахар остаются стабильными. Так, его стоимость за неделю с 23 по 29 января, по данным Росстата, практически не изменилась (+0,03%).
Рост-коррекция-возможный рост
Сахар является одним из стратегических товаров и с 2020 года находится в восходящем тренде, отмечает финансовый аналитик маркетплейса «Финмир» Вадим Заноздрин. Впрочем, по его данным, с ноября 2023 года на рынке наблюдается коррекция: цены на межконтинентальной бирже ICE упали уже на 15%, с 770 до 655 долларов за тонну.
На Московской бирже торги по фьючерсам также следовали динамике на международном рынке: цены снизились с 60 до 48 рублей на мартовский контракт. Эксперт отмечает, что в России ожидается избыток урожая сахарной свеклы в районе 1 млн тонн, что говорит о стабильности российского рынка сахара.
«Впрочем, — обращает внимание Вадим Заноздрин, — к новому посевному сезону в РФ есть определенные сложности. Так, Россельхознадзор ввел запрет на импорт семян из Германии и Дании, а также других недружественных стран. Также наблюдаются сложности с запчастями для свеклоуборочных комбайнов. Наметившаяся тенденция по снижению цен на сахар может закончиться из-за возможного начала импорта сахара со стороны Индии. Цены в этом случае смогут вернуться к максимуму ноября 2023 года и продолжить рост как на мировом рынке, так и отчасти в России».