Впрочем, в этом году экспорт идет намного бойчее, чем в прошлом. Так, по данным «ПроЗерно», с начала сезона (с июля прошлого года) по январь этого года было вывезено 38 млн. тонн зерна, в то время как за аналогичный период в прошлом сезоне экспорт составил 31 млн тонн. Всего в прошлом сезоне были экспортированы рекордные 54,3 млн тонн. Уже очевидно, что в этом сезоне экспорт побьет все рекорды, даже с учетом периодической остановки погрузки в портах из-за зимней непогоды.
Хитом этого сезона стал ячмень, продажи которого динамично растут. Если к январю прошлого года, по данным «ПроЗерно», было экспортировано 1,9 млн тонн, то в январе этого года экспорт достиг уже 4,8 млн тонн (за весь прошлый сезон было экспортировано 5,2 млн тонн ячменя). Объясняется это большим спросом на эту культуру (на нужды животноводства) со стороны наших старых и новых «восточных» покупателей: Турции, Ирана, Египта, Бангладеш, Саудовской Аравии, Пакистана и других. Подававшая ранее экспортные надежды кукуруза пока не выходит на устойчивый трек — в среднем отгрузки в новом сезоне пока меньше, чем в прошлом, однако урожай кукурузы собран рекордный, и не исключен дальнейший рост экспорта. Основной же экспортной культурой остается пшеница — на январь 2024 года ее экспорт составил 30,2 млн тонн, на 4,1 млн тонн больше, чем на январь прошлого года.
Основные риски зернового экспорта лежат в области получения прибыли всеми участниками зерновой цепочки. Рост валовых объемов не означает наличия маржинальности бизнеса, особенно при жестком регулировании экспортной торговли с помощью квот и пошлин. Мировые цены на продовольственную пшеницу за последние два года катятся вниз. С момента своего пика в марте-апреле 2022 года (психоз после начала СВО) они снизились почти вдвое: американская пшеница подешевела с 500 долларов за тонну в пике до 255 долларов на начало февраля этого года, французская — с 450 до 225 долларов за тонну, российская пшеница — с 425 до 230 долларов. И разворота этого тренда пока не предвидится. Дефицита зерна в мире, и особенно в черноморском регионе, нет. Россия собирает рекордные урожаи: 154 млн тонн в 2022 году, 142 млн тонн — в прошлом, прогноз на этот год — 140 млн тонн, при том что внутреннее потребление составляет порядка 77 млн тонн. Даже Украина за последние несколько месяцев через Одесский порт экспортировала зерна больше, чем за все время действия зерновой сделки. Маркером охлаждения зерновой конъюнктуры является падение цен на фрахт. Если в начале сезона фрахт из России, например, в Турцию или Иран достигал 75 и 95 долларов за тонну, то сейчас он составляет около 53 и 63 долларов, соответственно. В этой ситуации компании-экспортеры, получившие от Минсельхоза очень маленькие экспортные квоты — у некоторых их не хватит даже на погрузку одного корабля, - могут и вовсе отказаться от экспорта, что приведет к еще большей консолидации зернового рынка.