Цены: видимая рука государства
В конце февраля Государственная дума приняла в первом чтении проект поправок к закону «О защите конкуренции». Ключевая идея документа — «отвязать» внутренние цены на российские товары от мировых индикаторов.
В пояснительной записке говорится, что сегодня цены на внутренних товарных рынках России часто основаны на индикаторах, которые сложились на зарубежных рынках без учета экономической ситуации в стране.
«При этом может складываться ситуация, когда рост цен на определенную продукцию не обоснован какими-либо иными факторами, за исключением повышения общемировых цен, что не должно отражаться на внутреннем ценообразовании в отношении продукции отечественного производства», — отмечают авторы законопроекта, — «В результате на ряд товаров внутри страны могут быть установлены цены, которые не учитывают баланс спроса и предложения, а также возможности внутреннего потребителя, что приводит к необоснованному подорожанию продукции взаимосвязанных отраслей и снижению покупательской способности внутри страны».
То, что это только первое чтение, предполагает, что законодательная инициатива еще будет дорабатываться. Однако основная идея не изменится. А она вызывает много вопросов: что будут «отвязывать», как это сделать, если Россия существует далеко не в вакууме и даже в условиях санкций остается актором мировой торговли — и экспортером, и импортером.
Что отвяжут?
В самом документе не указывается, о каких именно товарах идет речь. Однако д.э.н., профессор Экономического факультета РУДН им.Патриса Лумумбы Екатерина Нежникова напоминает, что в прошлом году ФАС России определила перечень товаров для формирования национальных индикаторов. В него вошли продукты нефтяной и нефтегазохимической промышленности, агропромышленного комплекса, черной и цветной металлургии, минеральные удобрения и так далее. Если говорить, например, о продуктах питания, то ценовые индикаторы предполагается установить на свинину, замороженную рыбу, пшеницу, кукурузу, подсолнечник и сахар, подсолнечное масло.
«Необходимость создания отечественных индикаторов связана с тем, что до последнего времени российские площадки пользовались зарубежными данными, включая иностранные товарные индексы. Внутренние цены, привязанные к так называемым нетбэкам, создают предпосылки завышения цен для российских производителей и потребителей», — считает Нежникова.
По мнению профессора, цены на внутреннем рынке можно будет учитывать без оглядки на мировые рынки, опираясь прежде всего на уровень спроса и предложения российского потребителя.
«В условиях санкций это ограничит получение дополнительной прибыли некоторыми компаниями-экспортерами, так как зачастую цены на товары растут из-за спекулятивной политики недобросовестных участников рынка», — рассуждает ученый.
Ее коллега, доцент ИМЭБ Экономического факультета РУДН Хаджимурад Белхароев указывает на то, что речь в законопроекте в первую очередь идет о социально значимых для населения товарах. Это, по мнению эксперта, вполне укладывается в логику текущей политики государства.
«Необходимо отметить, что стоимость хлеба, риса, растительного масла, сахара, круп, моторного топлива и т.д., в нашей стране сдерживается органами государственной власти, применяя различные механизмы воздействия, от запрета на экспорт товаров, до налоговых и таможенных сборов и различных преференций», — говорит Белхароев, — «Предлагаемая норма узаконивает огромную и невидимую для несведущего населения работу, которую руководство страны проводит для сдерживания роста стоимости некоторых категорий товаров и услуг, реализуемых в нашей стране».
Вопрос социальной справедливости
По мнению Екатерины Нежниковой, директивный подход к ценообразованию — долгосрочный тренд: «Цены на критически важные для населения товары без сомнения будут и далее находится под пристальным вниманием соответствующих органов».
Профессор проводит аналогию с советским периодом, когда Государственный комитет определял, что и почем продавать.
«Цены на продукты питания устанавливались низкие, чтобы люди могли их купить, а на предметы роскоши (хрусталь, автомобили, бытовая аппаратура) — высокие», — рассуждает доктор экономических наук, — «Подобное происходит и сейчас: Правительство РФ уже утвердило механизм стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости».
Эксперт напоминает, что с 6 мая 2023 года регионы в течение 3-х лет могут заключать с бизнесом соглашения для сдерживания цен на социально значимые продукты. Кроме того, в целях стабилизации цен на муку, хлеб на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы устанавливаются тарифные квоты. Еще одна мера поддержки производителей — субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением зерна.
«Несомненно, что Российская Федерация, как социальное государство, будет и далее следовать важнейшим принципам, направленным на перераспределение материальных благ, доходов и богатства в соответствии с принципами социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного качества и уровня жизни и сглаживания социальных различий», — резюмирует Нежникова.
Не важно что, важно как
Безусловно, речь идет не только о хлебе и масле для него. И не о социальной справедливости как таковой. Одна из знаковых идей последних лет — самим считать стоимость российской нефти, не оглядываясь на капризные глобальные котировки.
«Слепая привязка внутренних цен к показателям биржевых или внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках — действительно не очень рациональная позиция, которая может приводить в отдельных случаях к возникновению дисбаланса», — считает независимый финансовый аналитик Борис Ушерович.
«Расчеты для таких серьезных документов как федеральный бюджет или платежный баланс основаны на стоимости цен на товары в мире. Нужно учесть, что стоимость этих товаров оценивается в валютах стран недружественных к России, ценообразование также происходит в этих странах и, наконец, статистические данные тоже формируются там же. Например, ценовое агентство Argus, которое публикует котировки нефти Urals, располагается не в России. Но именно эти цены ложатся в основу расчета нашего бюджета. Поэтому логично, что на такие товары логично начинать отвязывать расчеты от внешней конъюнктуры. Как это сделать? Возможно, это будет система индикативных котировок», — развивает тему начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев.
Он отмечает, что отвязаться от внешних расчетов сложно, хотя бы потому, что у нас отсутствуют базы данных по многим товарам. Есть базы, например, по зерну — по мнению эксперта, оно в большей степени подвержен российскому ценообразованию. Но имеющиеся данные не всеобъемлющи.
К тому же, есть еще одно «но». Можно свободно рассуждать о сырье российского происхождения. Но чем выше уровень передела, тем более интернациональным становится товар.
«Стоимость товаров и услуг, производимых российскими предприятиями, формируется с учетом затрат, включая расходы на комплектующие изделия, поступающие по линии импорта», — поясняет Хаджимурад Белхароев.
«К сожалению, достигнув пороговых значений показателей Доктрины продовольственной безопасности по зерну, сахару, растительному маслу, мясу, рыбе, страна остается импортозависимой по ряду направлений, которые напрямую влияют на насыщение внутреннего рынка. Есть проблемы с отечественными семенами основных сельхозкультур, племенным поголовьем птиц и животных, с некоторыми видами сельхозтехники, а также связанные с кормовой базой и ветеринарными препаратами», — признает Екатерина Нежникова.
Продолжать список можно долго и войдет в него многое, от всевозможного оборудования до, казалось бы, банальной, но столь необходимой мелочевки. На это, кстати, еще в 2022 году обратила внимание спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которая поразилась, что Россия, выпускающая огромные объемы металла, не производит элементарных гвоздей.
А чипы? Или, из другой «оперы», тропические фрукты? «Чтобы все, что мы производим и чем торгуем было привязано к ценообразованию внутри страны, мы должны иметь 100% импортозамещение. Но ни одна страна в мире не имеет такой показатель и вряд ли будет иметь», — отмечает Абелев.
Безусловно, часть лакун российские власти уже стараются заполнить. Если говорить о сельском хозяйстве, то, как отмечает Екатерина Нежникова, за последний год господдержка АПК была увеличена на 445,8 миллиарда рублей. Эти средства пошли на выполнение трех госпрограмм, связанных с решением вопросов по импортозамещению и комплексному развитию АПК и сельских территорий.
«Конечно отечественные проекты в селекции, генетике и производстве техники являются капиталоемкими, с длинными сроками реализации и, соответственно, окупаемости и первые масштабные результаты можно будет увидеть примерно через пять лет», — рассуждает профессор экономического факультета РУДН.
Эксперт уверена, что проактивная стимулирующая политика позволит раскрыть стране индустриальный и высокотехнологичный потенциал, и при этом не приведет к значительным перекосам в ценообразовании на социально значимые товары. «Дорогу осилит идущий», — резюмирует Нежникова.