Пример любого свойства и качества заразителен. В Тегеране, конечно, видят огромные последствия действий своих прокси с юга Аравийского полуострова — хуситов, закрывших важный торговый маршрут между Европой и Азией — Красное море и Суэцкий пролив, и не исключают его повторения. Непосредственно у самих иранцев тоже есть, чем шантажировать планету.
Командующий ВМС Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Алиреза Тангсири заявил вчера о возможности закрытия в случае необходимости Ормузского пролива. Это стратегически очень важный водный путь, соединяющий Персидский и Оманский заливы. Возможно, он и уступает Красному морю по стратегической значимости, но у него есть одно важное преимущество: по нему ежедневно проходит до 20,5 млн баррелей нефти и нефтепродуктов из стран Персидского залива.
Контр-адмирал Тангсири предупредил планету и, в первую очередь США и их союзников, о возможности в любой момент спровоцировать новый энергетический кризис после того, как появились новости о присутствии Израиля в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), в чем, как нетрудно догадаться, командующий ВМС КСИР видит угрозу для Ирана. Что же касается удара израильских ВВС по иранскому консульству в Дамаске в первый день апреля, в результате которого погибли два генерала и несколько высокопоставленных офицеров КСИР, то его в Тегеране называют актом агрессии и обещают за него отомстить.
«Нас нельзя ударить, чтобы не получить сдачи, — цитирует Oil Price Алирезу Тангсири, — но мы не торопимся с возмездием».
В Тегеране в таких случаях, действительно, обычно не торопятся и тщательно выбирают цель и дату удара.
Иран далеко не первый раз угрожает закрытием Ормузского пролива, но по-настоящему угрозу ни разу не выполнил. С военной точки зрения, принципиальная возможность закрыть 200-километровый пролив, ширина которого в самом узком месте составляет всего лишь 39 километров, у Ирана имеется. По крайней мере, все действия по блокировке Ормузского пролива ВМС КСИР регулярно отрабатывают на учениях.
Но если хуситам все равно, идут по Красному морю и Суэцкому каналу торговые суда, или же они отправляются по длинному маршруту, огибая Африку, то у Ирана по отнощению к Ормузскому проливу ситуация другая. Его закрытие нанесет серьезный ущерб не только глобальной экономике в целом и энергетическим рынкам в частности, но и самому Ирану.
Пожалуй, ближе всего к закрытию Ормузского пролива Тегеран подошел в 2012 году, в кульминационный момент борьбы вокруг его ядерной программы, когда против него ввели десятки международных санкций. Но в руководстве Ирана не хотят лишать страну главного источника поступления валюты и поэтому вполне справедливо считают, что угроза страшнее исполнения.