Свершилось: европейский центробанк (ЕЦБ), как и ожидалось, снизил в четверг, 6 июня, учетную ставку. Снижение совсем незначительное – лишь на четверть процента, но значимости вчерашнему событию придает то, что это произошло в Европе впервые за пять лет.
Последний раз перед тем, как снизить в четверг ставку с 4%, на которых она находилась девять последних месяцев, до 3,75%, ЕЦБ ослаблял монетарную политику и снижал ставку в 2019 году. До коронавирусной пандемии, т.е. можно сказать: в другой жизни.
Событие долгожданное. Кристин Лагард, возглавляющая главный банк еврозоны, и ее помощники намекали на снижение ставки несколько последних месяцев. Главный посыл всех последних заявлений сотрудников ЕЦБ заключался в том, что ситуация с инфляцией значительно улучшилась, что последняя постепенно приближается к целевым 2% и что теперь нет необходимости сохранять ключевую кредитную ставку на таком высоком уровне и сдерживать восстановление экономики зоны единой европейской валюты.
Совет управляющих ЕЦБ, высший орган банка, в который входят члены исполнительного комитета и главы ЦБ членов еврозоны, подчеркнул в своем заявлении, что решение о снижении ставки было принято практически единодушно: из 26 членов комитета «за» проголосовали 25.
ЕЦБ опередил главные банки США и Великобритании: ФРС и Bank of England соответственно. Впрочем, стать первым в процессе снижения ставок ведомству Кристин Лагард все же не удалось. В «Большой семерке» его опередил на несколько дней Bank of Canada, а в Европе - шведский Riksbank и швейцарский Swiss National Bank.
6 июня многие в Европе облегченно вздохнули, потому что решение Кристин Лагард, по крайней мере теоретически, должно помочь экономикам 20 европейских стран, входящих в зону евро, очнуться от стагнации и мягкой рецессии, в которой они пребывали два последних года. И начать быстро восстанавливаться после пандемии.
В мае Кристин Лагард несколько раз говорила о том, что инфляция взята под контроль. Однако инфляция, словно обидевшись на главу ЕЦБ, как показывают последние данные Eurostat, не хочет сдаваться без борьбы. В схожей ситуации Джером Пауэлл поступил иначе: он отложил запланированное на март первое снижение ставки на неопределенное время, заявив, что необходимо набраться терпения и ждать, пока снижение инфляции не станет устойчивым.
Справедливости ради следует сказать, что ситуация по разные стороны Атлантического океана, конечно, похожа, но одновременно и отличается масштабами. В Европе до последнего времени инфляция действительно устойчиво снижалась, а в Америке она не только не снижалась, но и даже понемногу росла все последние 4 месяца.
Ммайская статистика по инфляции, которая ускорилась в конце весны больше, чем ожидалось, хотя и не повлияла на решимость Кристин Лагард начать ослаблять монетарную политику в еврозоне, но стала тревожным звонком. В руководстве ЕЦБ, как нетрудно догадаться, насторожились. Решение об июньском снижении ставки отменять не стали, но теперь Лагард и ее помощники будут с еще большим вниманием следить за обстановкой.
От того, как будет вести себя инфляция в дальнейшем, будут зависеть дальнейшие шаги ЕЦБ: количество снижений ставки до конца года. Сейчас инвесторы и рынки несколько снизили ожидания. Большинство считает, что ЕЦБ в 2024 году снизит учетную ставку не три, а два раза и что следующее снижение будет в сентябре.
Рынки отреагировали на снижение ставки вяло. Евро после снижения символически поднялся на 0,1% до 1,088 доллара. А доходность 10-летних немецких гособлигаций выросла на 4 базисных пункта и достигла 2,55%.
ЕЦБ прогнозирует, что в 2025 году инфляция снизится до уровня 2,2%, хотя в предыдущем прогнозе значились 2%.
«Инфляция будет колебаться вокруг нынешнего уровня до конца года, — цитирует Bloomberg президента главного европейского банка. — До нашего целевого уровня (2%) она снизится во второй половине следующего года».
Экономисты ЕЦБ однако улучшили прогноз по экономике еврозоны: они ожидают её роста по итогам этого года не на 0,6%, как прогнозировалось ранее, а на 0,9%. До процента все же не дотянет. Таковы ставки.