Трещина в трубе газопровода вызвала панику в Европе

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
7 июня 2024, 13:48

Авария трубопровода на норвежской газовой платформе «Слейпнер» в Северном море заставила специалистов и обычных европейцев вспомнить о «Северных потоках», так как функционирование российских газопроводов избавляло бы Европу от яростных скачков цен на газ при подобных инцидентах. Теперь в Норвегии усиливают меры безопасности на газовых платформах, но полностью избежать подобных ЧП едва ли удастся.

Авторство: Bair175/CC BY-SA 3.0
Платформа в Северном море на газовом месторождении "Слейпнер"
Читайте Monocle.ru в

На этой неделе европейцы вспомнили о скачках цен на газ. Стоимость «голубого» топлива подскочила на 13% из-за ЧП на газовой платформе в Норвегии, которая после отказа Брюсселя от российского газа стала главным поставщиком его на континент.
На платформе «Слейпнер», расположенной в Северном море в 250 км от побережья королевства, в понедельник 3 июня в трубе, через которую происходит подключение к газовой сети материковой Европы, заметили трещину размером в мячик для гольфа. Работу платформы немедленно остановили.

Цена на газ в Европе на новостях из Норвегии, как во времена энергетического кризиса два года назад, взлетела сразу на 13% — до самого высокого в 2024 году уровня. Это вызвано опасениями потерять 20% поставок норвежского газа.

Впрочем, после сообщений о том, что ремонт повреждения несложный, паника так же быстро улеглась и цены на газ поползли вниз. Ожидается, что ремонт будет закончен 8 июня.

Тем не менее, ценовые качели, о которых в Европе уже начали забывать, напомнили европейцам о том, что даже такое незначительное происшествие способно привести к большим скачкам цен на газ, и о том, насколько слаба и хрупка стабильность на газовом рынке континента в отсутствие газа из России.

«Скачок цен, который произошел на этой неделе несмотря на близкую к рекордной наполненность газовых хранилищ, показал, насколько серьезна ситуация с поставками газа в Европу, — подчеркнул начальник отдела энергетических исследований Bank of America Corp. Кристофер Куплент. — Раньше, когда работали "Северный поток" и другие российские газопроводы, все было по-другому».

ЧП на платформе «Слейпнер», которое сейчас устраняют ремонтники, напомнило Брюсселю также о том, как сильно энергетическая безопасность континентальной Европы сейчас зависит от Норвегии. Сомнений в надежности норвежцев как торговых партнеров и поставщиков энергоносителей у Еврокомиссии нет, но к их системе транспортировки экспортного газа сейчас приковано как никогда пристальное внимание.

В европейских столицах обсуждают состояние безопасности на газовых месторождениях северного королевства и то, насколько дисциплинированно соблюдают норвежские газовики меры безопасности.

«С учетом (резко) выросшей зависимости Европы от Норвегии очевидно, что любое происшествие (на месторождениях газа) чревато резкими колебаниями цен на газ», — цитирует Bloomberg аналитика RBC Europe Ltd Аднана Данани.

Оператором платформы «Слейпнер» является крупнейшая энергетическая компания Норвегии Equinor ASA. Важность платформы объясняется тем, что именно на ней соединяются два газопровода: 627-километровый Langeled North и 523-километровый Langeled South. Там же они подключаются к трубе, по которой газ идет на газоперерабатывающий завод в Нихамне.

Конечно, в Норвегии, как и в других странах, были ЧП и намного серьезнее трещины в трубе на «Слейпнере». Норвежцы хорошо помнят, например, аварию на платформе «Александр Килланд» на газовом месторождении Экофиск в 1980 году, когда погибли 123 человека.

В северном королевстве служит нефтегазовая инфраструктура самого разного возраста. На месторождениях в Экофиске и Бальдере, открытых в середине прошлого века, ей уже более 60 лет. Платформа «Слейпнер» начала работать в 1993 году и имеет срок годности продолжительностью 50 лет, то есть до 2043 года.

Конечно, когда инфраструктура приближается к окончанию срока годности, за ней следят более тщательно. Старение энергетической инфраструктуры – сложная проблема во всех странах, и Норвегия здесь не исключение. Специалисты уверены, что происшествия типа того, что произошло несколько дней назад на «Слейпнере», будут происходить в Норвегии на других месторождениях с каждым годом все чаще.

Нефть и газ на Норвежском континентальном шельфе добывают более чем на 90 месторождениях. Плюсом является то, что более половины из них молодые, т.е. начали работать в XXI веке. Все оборудование и инфраструктура, утверждают в энергетической компании Gassco, находится в хорошем состоянии. Но Северное море – суровое море с частыми штормами, что, конечно, усложняет работу энергетиков.
«Скорее всего, очень высокая интенсивность работы норвежского энергетического сектора, снабжавшего Европу энергоносителями во время энергетического кризиса, негативно сказалась на инфраструктуре и ее надежности, — объясняет Саманта Дарт из Goldman Sachs Group Inc. — Частично эту напряженность удалось устранить в ходе интенсивных ремонтных и профилактических работ в прошлом году, но происшествия последних месяцев показывают, что уязвимость части (энергетической) инфраструктуры сохраняется».