«Земную жизнь пройдя до половины», Андрей принес багаж своих знаний кандидата экономических наук из НИЭИ Госплана, где был завсектором, в появляющуюся в тот момент на свет газету «Коммерсантъ» («Ъ»). Это были 1989-1990 й годы. И стал одним из тех деятелей, кто внес в становление этой газеты много своих знаний, таланта, души и неимоверно много усилий.
Он не был самым ярким, но был одним из самых крепких, что с еще большей силой проявилось впоследствии. Он был в этом отношении как апостол Петр, что в переводе значит «камень». Человек, на которого можно положиться, кто не подведет.
Он оказался одним из самых первых представителей той плеяды экономистов, кто был призван в газету, где не говорили высоких слов (а он в их «неговорении» вообще носит звание чемпиона), но реально, вместе с людьми собственно журналисткой закваски, создали новую журналистику. Она стала отличаться далеко не только «экономизмом», хотя и экономика сейчас, причем не только в России — больше, чем экономика и даже видный историк церкви А. В. Карташёв назвал в одной из работ «вопрос экономический» в наши дни главнейшим. При всей своей ироничности и безудержном стремлении к «ломке стереотипов» «Ъ», в отличие от едва ли не всей перестроечной прессы, не громил прошлое, а формировал конструктивный, пусть далеко не всегда позитивный, взгляд на настоящее и недалекое (далеко не заглядывали) будущее. И, да, поменьше политики.
Андрей оказался носителем именно этих качеств, и он не просто «совпал» с газетой, а был именно из тех, кто их в неё привносил.
Время было романтичное, но жесткое, профессия тоже нелегкая. Те, кто знает Андрея Шмарова по более поздним, чем лет 35 тому назад, временам, знают человека довольно «колючего», резковатого, часто непростого в общении, ироничного до насмешливости и даже порой до обидности. Но впечатление, которое он производил при знакомстве на Хорошевке 17, где и располагалась первая газетная редакция, в которой ему довелось служить, было таким: один из самых светлых, приветливых, располагающих к себе людей. И это вновь проявилось в нем много лет спустя.
Еще одним крупным событием, повлиявшим на всю его дальнейшую жизнь, стало участие, как одной из основных движущих сил, в организации аналитического еженедельника «Коммерсантъ». Так стали называть издание, возникшее осенью 1992 года в тени появившейся тогда же одноименной ежедневной газеты, которую сейчас все хорошо знают. В аналитическом еженедельнике он проявил себя в полной мере, в качестве одного из основных и авторов, и редакторов, и организаторов, став научным редактором. Он предлагал тогда, как и впоследствии, очень много интереснейших тем и целые проекты, сам же брался за их исполнение, и хорошо умел привлекать новых сотрудников. При его непосредственном участии издание стало тогда одним из самых успешных.
А затем —крутой поворот. То время было щедро на появление нового, в том числе, рождалось оно и в конфликтах. Происходит так, что летом 1995 года редакция упомянутого еженедельника покидает его (и весь одноименный издательский дом) и создает журнал «Эксперт». Тот еженедельный «Эксперт», что выходил до осени 2023 года.
Андрей был одним из пяти или шести людей, в 1992 году договорившихся между собой, что если кого-то из них уволят, то уйдут они все вместе. Как раз тогда в жизни «Ъ» случился повод на эту тему подумать. И вот, такая ситуация наступила, и Андрей выполнил свою часть договора. За предыдущие годы к договору примкнуло еще несколько человек, а солидарность с ними и веру в будущее проявили в тот момент и другие члены коллектива. Но будущее отнюдь не было обеспечено. Далеко не в последнюю очередь усилиями Андрея Шмарова, одно время занимавшего в «Эксперте» пост генерального директора, и это издание стало со временем одним из наиболее успешных, и дело не только в успехе как таковом, а в том, что за ним стояло содержание, о котором самое меньшее, что можно сказать, что за него было не стыдно, а собственно издательская часть достаточно крепко стояла на ногах.
В одном важном отношении Андрей Шмаров проявил себя как подлинный новатор. В середине 90-х у него зародилась мысль начать составлять рейтинги. И вот появился «Эксперт-200», ставший потом «Экспертом-400» (а теперь «Рейтингом-400» «Монокля») — весьма авторитетный рейтинг крупнейших компаний России. Последовали и другие рейтинги, а на основе команды, их составлявшей, прямым попечением инициатора этой деятельности было создано первое в России рейтинговое агентство «Эксперт РА».
Позднее Андрей сосредоточился преимущественно на аналитике, возглавляя автономное подразделение, а позже его карьера развивалась уже по самостоятельной траектории. Так он, в частности, внес немалую творческую и организационную лепту в создание заметного и новаторского для своего времени проекта «Сноб», став в 2007 году его гендиректором. Многие помнят также его работу в просветительском интернет-канале «Страница 42».
Очень важной, при этом последней вехой в его трудовой и творческой биографии стало руководство в 2020-2021 годах в качестве главного редактора газетой «Ведомости». Новыми издателями известной газеты была поставлена перед ним сложная задача. Предстояло изменить редакционную политику, сделав её менее субъективной, убрав крайности, что при хорошем, но только очень хорошем исполнении должно было пойти изданию на пользу. Если же очень хорошо не получилось бы, то (в силу специфики СМИ, именно резкости и крайности поощряющей среди прочих средств достижения популярности) газете грозил бы спад.
И Андрей Шмаров сделал невозможное. «Ведомости» при нем стали лучше. Что-то утратив, а что-то приобретя, отбросив те самые крайности, газета стала объективнее и, несомненно, экономически компетентнее. Не ушел при этом задор, сохранился несколько будоражащий стиль, достигаемый на более разнообразном по количеству точек зрения материале. Все это и удивительно, и с определенной точки зрения не удивительно, потому что он сам был весьма независимым человеком, свойство, важное для хорошей журналистики.
Этот проект дался, однако, Андрею нелегко. Главредом он был несколько более года. Вдобавок к сугубо профессиональным сложностям, эта деятельность пришлась на непростые ковидные времена, когда чтобы только собираться на редколлегию, тем более человеку старше 60 лет, требовалось мужество.
Последним проектом Андрея Шмарова стала его жизнь после падения, осенью 2021 года, у себя дома, сопровождавшегося травмой головы с тяжелыми медицинскими последствиями. Полностью он не восстановился, но как он держался! Он и в этот период много времени проводил в спортзале, что издавна было частью его образа жизни, был весьма интересным собеседником и старался принимать участие в жизни своей исконной редакции, ставшей тем временем редакцией «Монокля». Не так давно ему исполнилось 69 лет. 16 июля его не стало.
Андрей Шмаров не раз делал вещи очень трудные, а порой казавшиеся невозможными. И сделал все, что мог. Светлая тебе память, Андрей.
Редакция «Монокля»