Москва-Центральная
Глава правительства утвердил «дорожную карту» по внедрению практики централизованных закупок. Это когда в роли госзаказчика выступает специализированная организация, представляющая интересы сразу нескольких госструктур – покупателей товаров, работ или услуг.
Кстати, распоряжение (от 17 сентября 2024 года №2551-р)), – часть работы по достижению целей государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
Казалось бы, бизнесу — радоваться. Не бегать по ведомствам (их сайтам), высматривая, кто там что покупает. Но нет. Централизация, говорится в сообщении, позволяет снизить стоимость приобретаемых товаров или услуг за счет большого объема закупок.
Вот так, да. Но зато продать можно сразу много. Пусть и подешевле.
Идя по дорожной карте, ведомства сначала решать разные вопросы, а уже потом начнут закупать — в 2026 году.
Кто будет закупать? Как следует из п. 1 «Дорожной карты», «полномочиями на планирование и осуществление централизованных закупок отдельных товаров для отдельных федеральных органов исполнительной власти» наделяется федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России».
А что закупать? Перечни типовых товаров, работ, услуг, централизованно закупаемые для федеральных органов исполнительной власти, требования к ним и нормативные затраты на закупку еще предстоит утвердить. К декабрю. Для ведомств «1-й группы».
А всего их три, централизация закупок для коих будет вводиться постепенно, вплоть до 28-го года. В первую группу войдут 10 федеральных министерств и ведомств, их тоже поручено определить к 1 декабря.
На сегодняшний день централизованные закупки идут только в отношении офисной бумаги и канцелярских принадлежностей для четырёх федеральных органов исполнительной власти – Федеральной пробирной палаты, Росимущества, Рослесхоза и Росрыболовства и их территориальных органов. Они начались в 2020 году в рамках соответствующего эксперимента и будут продолжены в бессрочном режиме.
В таких закупках будет участвовать цепочка МСП
Основной целью осуществления централизованных закупок для государственных нужд является снижение издержек, подтверждает и учредитель ГК «АИР ГРУПП», член Координационного совета «Деловой России», депутат Мосгордумы Алексей Кучмин. Централизованные закупки открывают возможность для экономии бюджетных средств за счет больших объемов закупаемой продукции и стандартизации закупаемых товаров.
Однако, говорит он, за одним поставщиком, у которого государство проводит централизованную закупку, в любом случае будет стоять цепочка представителей МСП.
Очень важно, уверен эксперт, чтобы при осуществлении централизованных закупок были защищены права субъектов МСП. В первую очередь, это гарантия оплаты. По сути, у нас до настоящего времени не регламентированы сроки оплаты выполненных работ субъектам МСП по субподряду, замечает депутат. Необходимо установить, например, срок 10 дней, как это предусмотрено в 44 ФЗ «О госзакупках».
Также, продолжает Алексей Кучмин, в целях надлежащего исполнения государственных контрактов, должны быть разделены риски по удорожанию сырья между представителями крупного бизнеса и субъектами МСП, имеющими свое производство. Так, генеральный подрядчик, нанимая субъекты МСП, не несет финансовые потери при удорожании сырья, напротив, требует исполнения договора независимо от изменений в этой части, в то время как сами МСП работают в убыток. Разделение данных рисков с крупным бизнесом позволило бы исполнять государственные контракты качественно, в срок, независимо от удорожания сырья.
«Тяжеловесы» уберут из закупок всех, кто поменьше?
То обстоятельство, что централизация закупок породит процесс укрупнения поставшиков, отмечают и другие эксперты.
Централизацию можно приветствовать с точки зрения снижения бюрократических барьеров при организации и проведении процедур госзакупки, соглашается председатель совета директоров ГК «Праймкей» Олег Малахов. Однако он предполагает, что это приведет к укрупнению ключевых компаний-поставщиков и просто выведет с рынка весь малый бизнес, так как обеспечить значительные объемы по низким ценам (а этот критерий так и будет превалировать в госзакупках) они не смогут. Возможно, замечает он, за период перехода к новой системе закупок это будет учтено и план в чем-то откорректирован.
Вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов, говоря о возможных негативных моментах централизованных закупок, упоминает увеличение срока исполнения контракта в связи с повышением объема услуг и работ в рамках закупок, а также отсечение ряда потенциальных исполнителей по критерию наличия ресурсов для исполнения государственного заказа.
При этом он отмечает, что законодатель и органы исполнительной власти постоянно стараются усовершенствовать систему закупок, и введение централизованного механизма можно назвать одним из плодов таких усилий.
Система государственных закупок давно нуждается в совершенствовании, уверен доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын. И передача закупочных функций специализированным учреждениям видится шагом в верном направлении. Но важно не допустить, чтобы благая идея обернулась своей противоположностью.
Взять хотя бы риск монополизации рынка. Да, укрупнение лотов может привлечь крупных игроков. Но не получится ли так, что госзаказ окажется поделен между несколькими «тяжеловесами», а малый и средний бизнес останутся не у дел? Нужно, уверен эксперт, очень тонко настроить систему, найти баланс между эффективностью и инклюзивностью.