Несмотря на все старания Белого дома, американская экономика может помочь на президентских выборах Дональду Трампу, а не Камале Харрис. В трех десятках американских портов на восточном побережье намечается забастовка, которая может привести к очередному кризису в цепочках поставках и к очень крупным проблемам для многих американских компаний. Причем, произойти это явно невыгодное для власти событие может за считанные недели до выборов президента США, которые состоятся 5 ноября.
Международная ассоциация докеров (ILA) предупредила, что 25 тысяч ее членов прекратят работу, если профсоюз не подпишет новое соглашение с Альянсом морских операторов США (МА), представляющим морских перевозчиков и операторов портов и терминалов. Причем, времени на подписание остается очень мало, потому что срок действующего соглашения истекает уже 30 сентября, т.е. через неделю.
Соглашение действует во всех портах на восточном побережье США от Мэйна до Техаса, на которые приходится 41% всего грузооборота Америки. Коалиция из 177 торговых компаний и групп предупредила на прошлой неделе, что забастовка может отправить американскую экономику в нокдаун. Мировая экономика, конечно, сильно не пострадает, но последствия непремено ощутит. И в странах, активно торгующих с США, а это Канада, Мексика, Китай, Япония, Германия и еще ряд европейских, Южная Корея,
Бразилия и др., немало компаний, особенно из стран в начале этого списка, наверняка столкнутся с проблемами, и у кого-то они могут оказаться крупными.
Переговоры между профсоюзами и МА прервались в июне из-за разногласий по поводу автоматизации порта в Мобиле, штат Алабама, и с тех пор не возобновлялись.
Все надеялись на вмешательство Вашингтона, как это было два года назад, когда федеральные власти предотвратили крупную забастовку на железных дорогах. Но президент Байден несмотря на давление бизнеса, неожиданно для многих заявил на прошлой неделе, что не будет мешать докерам отстаивать свои права.
Причина такого шага видится в том, что профсоюзы представляют одну из основных частей электората Камалы Харрис. Поэтому ссориться с ними, как, скорее всего, посчитали в Белом доме, демократам перед самыми выборами не с руки.
Но решение это обоюдоострое. Его критики могут указать на то, что идя навстречу докерам, Байден с Харрис рискуют потерять во мнении многих американцев, которые ощутят последствия забастовки — по мнению экспертов, если не на второй, то на третий день забастовки точно.
Так или иначе, поскольку до истечения срока действующего соглашения осталась лишь одна неделя, а уступать работодатель, Альянсом морских операторов не готов, все начинают готовиться к хаосу и крупным неприятностям. Остановка работы портов наверняка резко поднимет цены на импорт в США. Не говоря о том, как она скажется на поставщиках и потребителях в других странах.
Забастовки докеров в США прошли в нескольких калифорнийских портах в прошлом году, но все они были незначительные. Последняя же по-настоящему крупная забастовка, с которой можно сравнить ту, что сейчас готовится, продлилась 11 дней и прошла в 2022 году на западном побережье.
«Спящий гигант готов встать во весь рост во вторник, 1 октября 2024 года, если не будет подписано новое соглашение, - говорится в заявлении президента ILA Харольда Даггетта, в котором он обвиняет «морских операторов» в том, что они недоплачивают портовым рабочим. - Мои члены начали готовиться к возможной забастовке еще более года назад».
Имеется, конечно, и заявление МА, в котором выражается разочарование срывом переговоров и подчеркивается, что единственный путь для предотвращения забастовки – вернуться за стол переговоров, что члены Альянса «готовы сделать в любую минуту».
В США особенно заметны последствия возможной забастовки будут в продовольственных магазинах. Подавляющее большинство всех, кого может затронуть прекращение работы портов на восточном побережье, настроены пессимистично и ждут от забастовки больших проблем.