Тарифы на контейнерные перевозки рванули вверх

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
24 мая 2024, 17:29

Специалисты прогнозируют, что высокие тарифы на перевозки товаров морским путем задержатся надолго.

Коллаж: Тамара Ларина

Вместе с началом пика транспортного сезона резко пошли вверх тарифы на морские контейнерные перевозки, которые за несколько последних недель выросли на 30 с лишним процентов и, судя по всему, продолжат расти и дальше. В числе проблем, влияющих на рынок контейнерных перевозок, CNBC называет плохую погоду в Азии, удлинение маршрутов и сдвижка сроков доставки, вызванные в том числе и геополитическими причинами. К таковым относится закрытие хуситами Красного моря и Суэцкого канала, из-за чего судам приходится идти в обход Африки.
Аналитическая компания Xeneta, специализирующаяся на изучении рынка морских перевозок, предупреждает, что рост транспортных тарифов продолжится и в июне и что со временем это, конечно же, ударит по кошелькам потребителей ростом цен в магазинах.

«Повсюду от Дальнего Востока и до Западного побережья США тарифы скорее всего превзойдут цифры, которые были в начале года на пике кризиса в Красном море, — комментирует ситуацию старший аналитик Xeneta Эмили Стаусбул. — Это показывает, какими резкими могут быть сейчас скачки (в ценах)».

После резкого рывка в самом начале 2024 года, вызванного кризисом в Красном море, тарифы начали было снижаться. Но с конца апреля они вновь начали расти и повысились в среднем на маршрутах в США на 1,5 тыс. долларов.

Этот рост привел к тому, что сейчас, в конце мая, тарифы на некоторых маршрутах превышают уровень месячной давности вдвое. Например, крупнейшая в мире в области контейнерных перевозок компания MSC подняла с 1 июня тарифы на 12-метровые контейнеры до 8-10 тыс. долларов.

Эмили Стаусбул считает, что ситуация все больше напоминает хаос на рынке морских грузовых перевозок во время коронавирусной пандемии.

Немецкая логистическая компания DHL предупреждает об очередном надвигающемся дефиците контейнеров. Основная причина — все то же увеличение продолжительности доставки, вызванное закрытием Красного моря хуситами, обстреливающими торговые корабли. Удлинение маршрутов, связанное с обходом Африки, затронуло до 17% всех контейнеров на глобальном рынке.

Их дефицит объясняется тем, что свободных контейнеров ввиду удлинения маршрутов, а вмести с ним и продолжительности доставки, да еще и плохой погоды, становится все меньше. Не следует забывать и о резком снижении пропускной способности Панамского канала из-за снижения в нем уровня воды по причине засухи.

Тяжелее всего ситуация с 12-метровыми контейнерами на прошлой неделе сложилась в китайском Чунцине. В числе прочего виновата и плохая погода, установившаяся на востоке Азии в конце апреля.

Специалисты считают, что ждать улучшения обстановки на рынке контейнерных перевозок в ближайшем будущем не следует: ситуация не улучшится до тех пор, пока не начнет замедляться американская потребительская экономика. В 2024 году это точно не произойдет, потому что, согласно прогнозам экономистов, розничные продажи в США вырастут в течение года на 2,5-3,5%.