Похоже, приближается к финалу длительное и эпохальное дело – дело Google. Кстати, первое, но далеко не последнее. Министерство юстиции США попросило 8 октября федерального судью Амита Мету обязать IT-гиганта продать часть подразделений, чтобы разрушить его монополизм на рынке онлайновских поисков. Представитель минюста также просит суд обязать «родительскую» компанию Alphabet Inc. предоставить доступ к информации, которой она пользуется в работе поисковика и развитии искусственного интеллекта.
В Министерстве юстиции США надеются, что «меры по изменению поведения и структуры не позволят больше Google пользоваться такими своими продуктами, как Chrome, Play и Android, для получения выгоды в работе поисковой системы и связанных с ним продуктов, включая оформление результатов поиска».
Обвинение предлагает судье изучить список предлагаемых мер на 32 страницах, которые могут помочь исправить ситуацию. Причем еще один такой список американский минюст обещает подготовить к ноябрю. После выступления его представителя Nasdaq 100 Index, на котором Alphabet числится среди наиболее крупных компаний, снизился приблизительно на 0,3%.
Проходящий сейчас в Вашингтоне судебный процесс является наиболее значительной за два десятилетия попыткой министерства юстиции США «разобраться» с монополистами, после попытки в начале нулевых разделить еще одного IT-гиганта - Microsoft Corp.
Борцы с монополиями утверждают, что Google имеет незаконные преимущества перед конкурентами благодаря нелегитимным соглашениям с другими технологическими компаниями, которые и сделали его поисковую систему монополистом на смартфонах и интернетовских браузерах. Так, операционная система Android, принадлежащая, широко используется как на смартфонах, так и в приложениях.
Минюст не исключил, что может попросить суд также заставить Google разрешать вебсайтам отказываться от его продуктов, работающих на искусственном интеллекте (AI). В ноябрьский список, кроме прочего, наверняка попадут меры, которые помогут разрушить доминирование Google в секторе интернет-рекламы. Google могут также запретить инвестиции в конкурирующие компании.
В компании требования минюста США назвали слишком «радикальными» и подчеркнули, что они будут иметь «значительные побочные последствия для пользователей, компаний и американской конкурентоспособности».
«Мы полагаем, что предложенные сегодня меры далеко выходят за юридические границы компетентности суда о контрактах на оказание услуг поиска, - цитирует Bloomberg вице-президента Google Ли-Энн Махолланд.
Но это лишь одно из многих антимонопольных дел, заведенных против Google. Сулья Мета минувшим летом уже признал Google виновным в нарушении антимонопольных законов как в секторе интернет-поиска, так и на рынке рекламных объявлений. Он планирует огласить список мер весной следующего года, а к августу подготовить окончательный вердикт суда. Google уже пообещал подать апелляцию на решение судьи.
«Мы считаем раздел Google на этом основании маловероятным несмотря на очевидность монополизма, - прокомментировал ситуацию Дэниель Ивз из Wedbush Securities. - Google будет бороться с этим решением в судах много лет».
Группа государств, которые отдельно от американского минюста обвиняет Google в монополизме в секторе интернет-поисков, заявила, что они могут потребовать от Google профинансировать образовательную кампанию о том, как пользователи могут менять поисковые системы.
На этой неделе другой американский суд потребовал от Google открыть на три года магазин приложений. Речь идет об иске, поданном компанией Epic Games Inc., в котором она обвиняет Google в монополизме в распределении приложений на смартфонах, работающих на Android. В этом деле юристы Google уже готовят апелляцию.
В сентябре минюст обратился с третьим антимонопольным иском к Google, в котором IT-гигант обвиняется в монополизме на рынке онлайн-рекламы. С последним словом стороны, предположительно, выступят в конце ноября. Если суд удовлетворит иск, то Минюст попросит его обязать родительскую компанию продать подразделение, занимающееся рекламным бизнесом.
Со стороны может показаться непонятнм, за что американские правительственные юристы так чехвостят свою крупнейшую в мире интернет-корпорацию. Попробуем разобраться.
Судя по всему, меньше всего претензий к как таковому поиску в интернете. По крайней мере пока. Хотя, скажем, критики поисковика-гиганта, в том числе его бывшие сотрудники, указывают на то, что качество поиска уступило место его коммерциализации, и связывают эти изменения с нынешним поколением руководства компании.
И все же поиск пока в стороне. От него отделяют все прочее. Лидерству Google как поисковика это не угрожает. А именно это лидерство ежесекундно вливает в серверы американской интернет-компании невообразимое количество информации о предпочтениях десятков миллионов людей по всей планете. За сутки - миллиардов людей. И не стоит в череде требований американских стряпчих упустить из вида главное: делиться данными поисков. С кем? Конечно, с властями, не с соседями же по Маунтин-Вью.
А сервисы рекламы - да плевать на них, грубо говоря, ничего страшного, если Alphabet немного или даже прилично обеднеет. Меньше будет сдуваться пузырю, рано или поздно. ОС Android тоже давно встала на ноги, может ходить без помочей и дать заработать кому-то еще (возможно, в минюсте США уже знают - кому, да и в отношении рекламного и прочих сервисов тоже).
Поиск, вот главное оружие, в прямом и переносном смысле. Его можно тоже почистить, но не ломать. А прочее только обвешивает его лиишним жиром, да еще лишними претензиями привередливых европейцев, что тоже как заведенные заводят и заводят какие-то свои антимонопольные дела против американских монстров.
Не стоит переживать за Google.