Превышение предельной концентрации
Комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил к первому чтению правительственный законопроект «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О защите конкуренции"», разработанный в целях установления дополнительного механизма контроля за сделками экономической концентрации, совершаемыми крупными финансовыми организациями. Соответствующий проект ФЗ № 709858-8 размещен в электронной базе нижней палаты парламента.
Если законопроект будет принят, он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Как говорится в пояснительной записке, в настоящее время в России необходимо получение предварительного согласия ФАС на совершение сделок с активами финансовой организации, если стоимость ее активов превышает величину, установленную правительством. Если размер активов меньше такой величины, может быть приобретено любое количество акций таких организаций без согласования властей. И это приводит к нарушению конкуренции на финансовых рынках. Законопроектом предлагается ввести дополнительный контроль за совершением сделок – то есть контролироваться сделки будут без привязки к размеру организации.
По оценкам ФАС и ЦБ, финансовый рынок сегодня характеризуется высокой степенью концентрации в отдельных сегментах. Это особенно характерно для сферы оказания услуг физическим лицам (кредитование, привлечение средств, платежные и инвестиционные услуги) и связано, в том числе, с эффектом масштаба, сетевыми эффектами у крупнейших участников рынка, опережающим развитием цифровых сервисов. Например, в рамках мониторинга ФАС на рынке банковских услуг установлено, что последние годы наблюдается усиление концентрации как на федеральных, так и на региональных рынках банковских услуг.
«При повышении уровня концентрации усиливается разрыв между крупными и небольшими организациями. Небольшим игрокам сложнее конкурировать с крупными из-за наличия у вторых существенного конкурентного преимущества в виде ресурсов, кадров и т.д. Это негативно сказывается на состоянии конкурентной среды, а также приводит к повышению дополнительных издержек для бизнеса и граждан», – отмечают авторы документа.
«Нскладный великан, бредущий сквозь густой туман»
В настоящий момент, по действующему законодательству, согласие ФАС на сделки нужно только в том случае, если стоимость активов покупаемой организации выше определенной суммы, установленной постановлением правительства, подтверждает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research. Этот уровень составляет 29 млрд рублей — для банков, 8 млрд рублей — для лизинговых компаний, 3 млрд — для микрофинансовых компаний, и 200 млн — для страховых компаний.
Если сумма рыночной сделки купли-продажи какой-либо из указанных организаций ниже установленного лимита – согласие ФАС не требуется. Положительная сторона документа в этом случае определяется поддержкой со стороны государства прежде всего поглощаемого актива, что в настоящее время немаловажно в связи с общим трендом на увеличение бизнес-активов, особенно в банковской сфере, поясняет эксперт.
«Кроме того, полученные заранее ФАС сведения помогут заблаговременно определить и проконтролировать такой важный сегмент экономики как, например тарифы для граждан. И в случае возможного несанкционированного повышения в результате слияния, ФАС даст рекомендации по снижению уровня прогнозируемого риска и заблокирует сделку до получения нужных результатов», – комментирует эксперт..
«Отрицательная сторона законопроекта связана с увеличением срока совершения сделок слияния и поглощения, в связи с увеличением временных затрат, связанных с согласованием ФАС. Впрочем, самой антимонопольной службе считают, что предлагаемый законопроект формирует справедливые условия для всех игроков, а значит, позволит защитить интересы всех участников финансового рынка», – говорит Николай Вавилов.
«Российский финансовый рынок сегодня напоминает нескладного великана, бредущего сквозь густой туман. Особенно это заметно в тех сегментах, от которых зависит благополучие миллионов граждан – в банковском ритейле, страховании, микрофинансах. Здесь рынок попал в капкан монополизма», – говорит доктор делового администрирования (MBA/DBA) Роман Синицын.
Так, по данным ЦБ, пятерка крупнейших банков уже подмяла под себя свыше 60% совокупных активов сектора. На рынке вкладов населения их доля и вовсе подбирается к 70%. Как выразилась Эльвира Набиуллина, глава Банка России, «рынок становится неконкурентным и неэффективным - а значит, не справляется со своей основной миссией».
«И за этой статистикой кроются реальные угрозы для каждого из нас. Ведь чем выше концентрация рынка, тем мощнее искушение у доминирующих игроков злоупотребить своей квазимонопольной властью. Подмять под себя конкурентов, продиктовать клиентам кабальные условия, подрезать на взлете любые инновации, угрожающие статус-кво», – отмечает эксперт.