В ЦБ отошли от зеркала
Последние торговые сессии для российской валюты выдались волатильными и волнительными. В моменте рубль падал даже в район 114 за доллар. Для этого сложилось много обстоятельств: и санкции США, в том числе в отношении Газпромбанка, и рост курса доллара на мировом рынке, и в целом минорные настроения участников торгов.
Власти – ну как умели, постарались ситуацию сгладить. «Текущее ослабление курса не связано с фундаментальными факторами. Сейчас наши эксперты проводят детальный анализ. Базово можно сказать, что это вызвано двумя факторами: во-первых, укреплением доллара к мировым валютам, во-вторых, опасениями участников внешнеэкономической деятельности относительно дальнейшего взаимодействия с контрагентами на фоне очередного ужесточения санкций против РФ», — передает РБК слова министра экономического развития Максима Решетникова, сказанные в ходе визита президента в Казахстан.
Впрочем, полностью проигнорировать такое положение дел с обменным курсом было нельзя, и Банк России принял решение с 28 ноября 2024 года до конца 2024 года не осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в рамках зеркалирования регулярных операций Минфина России, связанных с реализацией бюджетного правила.
Решение о возобновлении указанных операций на валютном рынке, будет, как объявил ЦБ, приниматься с учетом складывающейся ситуации на финансовых рынках. А отложенные покупки намечен осуществить в течение 2025 года.
«При этом Банк России продолжит в соответствии с ранее анонсированным порядком проводить на внутреннем валютном рынке операции по продаже иностранной валюты, связанные с пополнением и использованием средств Фонда национального благосостояния, в том числе с учетом всех операций, осуществленных со средствами фонда в 2023 году, в объеме 8,40 млрд рублей в день», — говорится в сообщении регулятора. Фактически получается, что попытки остановить падение рубля предпринимаются, но скорее косметические, с надеждой, что все как-нибудь рассосется само.
«Сбить панику следовало раньше»
Вчера курс доллара по отношению к рублю укрепился до значений марта 2022 года, отмечает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований компании ТР. В моменте пиковые котировки на внебиржевом рынке Forex показали максимальную отметку 114,49 рублей за одну доллар, а на бирже ICE, крупнейшем в мире американским оператором срочного рынка, даже превысили ее, показав уровень 114,53.
Экономические причины падения хорошо известны, говорит эксперт: снижение порогового уровня продажи иностранной валюты нашими экспортёрами и разрешение держать на иностранных счетах существенную часть выручки за проданные энергоносители для последующей оплаты импорта существенно снизили приток валютной выручки в нашу страну.
Также он указал на имеющийся набор санкций, добавление к которым тех, что были введены на днях против Газпромбанка, вместе с повышением градуса эскалации боевых действий на СВО сыграли свою негативную роль во вчерашнем ослаблении рубля, коим не преминули воспользоваться валютные спекулянты.
В качестве словесных интервенций по спасению рубля и снижению волатильности валютных торгов на внебиржевом рынке ЦБ и предпринял указанные меры, отмечает эксперт. Это заявление «скинуло» доллар с максимумов и позволило опустить валютный курс ниже 110 рублей за доллар.
«Между тем, технический анализ валютной пары USD/RUB показывает дальнейшее ослабление рубля по отношению к доллару США до отметки 128, но только в том случае, если ЦБ России в ближайшее время не предпримет решительных шагов в рамках своей компетенции. Другие значимые для нашей экономики валюты также показали рост на вчерашних биржевых торгах. Евро в моменте торговался выше 120 рублей за единицу актива, а китайский юань выше 15 рублей», — указывает Николай Вавилов.
«ЦБ все-таки отреагировал на отвесное падение рубля. Конечно, следовало сбить панику и волатильность раньше и не доводить до крайностей», — говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. — «На фоне корректировки бюджетного механизма и остановки скупки ЦБ инвалют в рамках бюджетного правила до конца 2024 года с дневного пика юань резко отбрасывало на 6%. Было 15,15, а потом 14,26. Есть технический вариант пролиться паре cny/rub еще пониже, поближе к 14».
А доллар, по оценкам эксперта, может вернуться на 100, или даже чуть ниже трехзначной планки, как только баланс спроса и предложения инвалют будет соблюден, а механизмы расчетов за экспорт/импорт, порушенные на фоне недавних санкций против банков и профучастников финансового рынка — восстановлены.
Эффект вмешательства
Ослабление рубля стало следствием санкций на отечественный финансовый сектор, подтверждает главный аналитик Центра аналитики и экспертизы ПСБ Денис Попов. По его совам, был сформирован дисбаланс рынка валют недружественных стран из-за разрушения каналов поступления в систему долларовой и евровой ликвидности. При этом дефицит юаней не наблюдался: ставки юаневого биржевого РЕПО оставались вблизи минимумов с июня (RUSFARCNY 3.82% во вторник 26 ноября и 2,61% в среду), с 22 ноября отсутствует привлечение банками юаней через свопы с ЦБ.
Учитывая чрезмерно резкое ослабление рубля, Банк России принял решение не осуществлять покупку валюты на внутреннем рынке. При этом регулятор продолжит ежедневные продажи юаней, и ежедневный объем чистых продаж валюты Банком России вырастет в 2 раза (с 4,2 до 8,4 млрд рублей). Увеличение предложения юаней (для текущих биржевых оборотов это примерно 4-5%) через кросс-курсы может несколько остудить долларовый сегмент рынка, считает эксперт. Однако, учитывая природу факторов ослабления рубля, полного решение проблемы дефицита долларов ждать не стоит, говорит он.
«Поддержка рублю, скорее всего, будет недостаточной, чтобы вернуть курс ниже 14 рублей за юань и 100 рублей за доллар. Рассчитываю на постепенное закрепление стоимости юаня в районе 14-14,5 рублей. С середины декабря этому будет способствовать сезонное снижение спроса импортеров на иностранную валюту. Риск сохранения повышенной курсовой волатильности в краткосрочной перспективе остается значимым», — указывает Денис Попов.
Действия ЦБ следует рассматривать как краткосрочную меру, считает и руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Девальвация национальной валюты, которая ускорилась в последние недели, привела к падению рубля на 10% по отношению к доллару за месяц. Это вызвано сочетанием внутренних и внешних факторов, включая снижение экспортных доходов, повышенный спрос на валюту внутри страны и внешние экономические условия.
«ЦБ помогает временно стабилизировать курс, однако не устраняет структурные проблемы, лежащие в основе валютных колебаний. В долгосрочной перспективе устойчивость рубля будет зависеть от восстановления экспортных потоков, стабилизации платежного баланса и мер по снижению инфляционного давления. Без решения этих вопросов давление на рубль может возобновиться, как только эффект вмешательства Центрального банка ослабнет», — указывает Артем Деев.