Ожидается, что главный банк Страны восходящего солнца, Bank of Japan (BoJ), поднимет процентную ставку 24 января до уровня, невиданного после мирового финансового кризиса 2008 года. Ужесточение монетарной политики японским центробанком станет очередным подтверждением решимости Токио неуклонно повышать ставку, которая сейчас составляет 0,25%, в конечном итоге до 1%, «комфортного» уровня, который, по мнению японских аналитиков и экономистов, чрезмерно не разогреет и не охладит японскую экономику.
О повышении ставки до 0,5% скорее всего будет объявлено в пятницу, 24 января, в заключительный день двухдневного заседания правления BoJ. Правда, пишет Reuters, планы главного банка Японии может нарушить Дональд Трамп, если он спровоцирует бурю на финансовых рынках своим выступлением на инаугурации.
Ожидаемое в конце недели повышение учетной ставки будет первым после июля 2024 года. Тогда, напомним, ее повышение вместе со слабыми данными по рынку труда США напугали трейдеров и спровоцировали в начале августа глобальное ралли на финансовых рынках. Конечно, в Токио не хотят повторения летних событий. Поэтому управляющий BoJ Казуо Уэда и его заместитель на прошлой неделе попытались подготовить рынки, прозрачно намекнув и о намерениях центробанка повысить ставку на четверть процента. Слова Уэды укрепили иену, а рынки после них оценили вероятность повышения ставки на этой неделе в 80%.
Кстати, первый сигнал о повышении ставки появился месяц назад, на заседании правления BoJ 18-19 декабря 2024 года, на котором это предложил сделать член правления Наоки Тамура, который слывет «ястребом».
Сейчас, когда аналитики считают повышение ставки неминуемым, всеобщее внимание привлечено к выступлению Уэды на пресс-конференции после заседания, на котором от него ждут намеков относительно дальнейших планов по ставке.
Последние три года инфляция в Стране восходящего солнца превышает целевые 2%, а слабая иена не дает опуститься ценам на импорт. Поэтому Кадзуо Уэда скорее всего заявит 24 января о решимости продолжать повышение ставки. Но наверняка добавит, что планирует делать это осторожно. Несмотря на повышение МВФ прогноза по развитию глобальной экономики в 2025 года нельзя забывать и факторе Трампа, политика которого легко может дестабилизировать рынки и еще больше усилить неопределенность в отношении ориентированной на экспорт экономики Японии. Может вмешаться и политическая неопределенность внутри Японии. Не обладающей большинством в парламенте правящей коалиции во главе с премьер-министром Сигэру Исибой предстоит убедить законодателей в необходимости принятия бюджета. В июле Исибу ждут сложные выборы в Палату советников (верхнюю палату парламента Японии).
Не торопиться с повышением ставки Кадзуо Уэду заставляют и печальные последствия повышений в прошлом. BoJ закончил количественное смягчение в 2006 году и уже в 2007 г. повысил ставки по краткосрочным кредитам до 0,5%. Однако те решения вызвали шквал критики в адрес центробанка и его руководства, потому что они не смогли обуздать дефляцию. В октябре 2008 г. BoJ снизил ставку сначала с 0,5 до 0,3%, а затем в декабре того же года – и до 0,1%. Из-за финансового кризиса японская экономика к тому времени уже находилась в рецессии. Следующие полтора десятилетия до 2024 года учетная ставка в Японии оставалась в районе 0%.