В небе может появиться новый «конкорд»

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
30 января 2025, 11:37

Американский стартап провел успешные испытания сверхзвукового лайнера, который может возродить коммерческие сверхзвуковые полеты.

avitrader.com
Читайте Monocle.ru в

Последний раз в коммерческий рейс сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС) «Конкорд» отправился 24 октября 2003 года. И вот сейчас, через 20 с лишним лет, вновь заговорили о возможности возвращения СПС в небо. Как сообщает Financial Times, испытательный полет прототипа сверхзвукового авиалайнера ХВ-1, разработанного американским стартапом Boom Supersonic, над пустыней Мохаве, Калифорния, прошел успешно: ХВ-1 поднялся на 11000 метров, преодолел звуковой барьер и достиг скорости 1230 км/час. В заявлении компании, штаб-квартира которой находится в Денвере и среди инвесторов которой значится Сэм Альтман из OpenAI, подчеркивается, что звуковой барьер впервые преодолел разработанный без участия государства самолет.

Глава Boom Блейк Сколл надеется, что в первый коммерческий рейс их лайнер, который скорее всего будет называться Overture, отправится уже в 2029 году.

«Трудно переоценить этот успех,- заявил Блейк Сколл.- С момента последнего полета СПС прошло больше 22 лет. Авиация развернулась на 180 градусов…»

Внезапный «уход на пенсию» Конкорда в начале нулевых объясняется очень высоким расходом топлива, шумом, который ограничил количество маршрутов; а также катастрофой в июле 2000 года, в результате которой погибли 113 человек и после которой сверхзвуковые лайнеры не поднимались в небо почти год. Следует добавить и резкий спад популярности воздушных путешествий после терактов в сентябре 2001 года в США.

Успешный полет 28 января был 11-м по счету испытанием ХВ-1 (первый состоялся в марте 2024). По размерам Overture будет втрое больше прототипа. Планируется, что новый СПС будет перевозить от 64 до 80 пассажиров. Стоить он будет предположительно около 200 млн долларов. У Boom уже есть предварительные заказы от United Airlines, American Airlines и Japan Airlines на 130 сверхзвуковых лайнеров. Кстати, Boom совместно с компанией Kratos Defense & Security Solutions, работавшей над двигателями для F-22 и F-35, разработал двигатель и для Overture. Крейсерская скорость Overture будет 1,7 Max (2080 км/час), что вдвое больше скорости самых быстрых Airbus и Boeing. Это значит, что из Лондона до Майами он долетит за 5 часов, а от Лос-Анджелеса до Гонолулу – за 3.

Несмотря на успешное испытание путь до коммерческих рейсов будет сложным и трудным. В первую очередь, из-за финансов. Все остальные компании, работавшие над новым СПС, обанкротились. Так, например, Aerion Supersonic несмотря на поддержку Lockheed Martin и Boeing закрылся в 2021 году, а Exosonic - в ноябре прошлого года. Финансирование Boom на данный момент приближается к 850 млн долларов.

Далеко не все эксперты уверены в финансовой состоятельности возрождения сверхзвуковых полетов. Причем, сомнения объясняются не только очевидной дороговизной (билет из Лондона в Нью-Йорк и обратно стоил 10,5 тыс. долларов), но «зеленым» переходом и декарбонизацией промышленности и транспорта. По мнению Блейка Сколла, спрос на Overture будет превышать 1000 лайнеров, но он соглашается, что цена билетов будет большой проблемой. Он считает, что проект будет прибыльным, если стоимость билета не будет превышать 5 тыс. долларов. По его словам, лайнер будет изготавливаться из самых современных материалов. Плюсом будет и более низкий расход топлива, чем у «Конкорда».