Трамп угрожает Европе торговой войной

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
4 февраля 2025, 21:42

Американский президент прозрачно намекает, что Старый Свет будет следующей жертвой его тарифной политики.

Reuters
Читайте Monocle.ru в

Дональд Трамп заявил 2 февраля, что Евросоюз обязательно будет следующим в списке стран, против которых он намерен ввести тарифы. Свою угрозу он объяснил тем, что «ЕС не покупает наши автомобили и наши сельхозпродукты, он не покупает (у нас) почти ничего, а мы берем у них все».

В Брюсселе сейчас говорят не о том, введет или не введет президент Трамп тарифы на европейские товары, а о том, когда он их введет. Большинство еврочиновников сходятся во мнении, что скорее всего это произойдет уже в марте или апреле.

Т.е. время избежать американских тарифов у европейцев еще есть. В Брюсселе, похоже, намерены придерживаться простой, но в целом разумной тактики: сохранять спокойствие и внимательно следить не за словами, а за конкретными действиями Трампа. Мудрость такой тактики подтверждают последние события: накануне сегодняшнего «неминуемого» ввода тарифов против канадских и мексиканских товаров президент Трамп после телефонных разговоров с канадским премьером Трюдо и мексиканским президентом Шейнбаум пошел на попятную и отложил ввод тарифов на месяц.

В конце января, в преддверии 1 февраля, когда Трамп обещал ввести тарифы, все обсуждали его торгово-тарифную политику. В числе прочих высказывалось и предположение, что американский президент будет использовать угрозу ввода тарифов как средство шантажа для выбивания у торговых партнеров Америки уступок. Пока складывается впечатление, что это объяснение было правильным и что Трамп действует по принципу, что угроза страшнее ее применения. Но это, конечно, не значит, что о тарифах можно забыть, потому что, во-первых, слишком многое стоит на кону, а во-вторых, Дональд Трамп любит удивлять и в любой момент может передумать и все же ввести тарифы, так сказать, по настоящему.

Объем двусторонней торговли и инвестиций между США и ЕС составляет 42% глобального ВВП. Объем торговли в прошлом году вырос до 1,6 трлн евро (1,64 трлн долларов), а объем инвестиций превысил 5 трлн евро. Именно об этом планируют говорить европейские дипломаты с американскими высокопоставленными чиновниками, которые, как ожидается, со следующей  недели начнут приезжать в Европу в том числе и для того, чтобы прощупать почву перед предстоящими торговыми переговорами. Например, 13 февраля в Брюсселе ждут нового министра обороны США Пита Хегсета, который приедет на встречу коллег по НАТО. Через несколько дней в Мюнхен на Конференцию по безопасности прилетят вице-президент Вэнс и госсекретарь Рубио.

Конечно, Трамп отложил ввод тарифов на Канаду и Мексику, потому что уже добился от Оттавы и Мехико некоторых уступок и рассчитывает в течение февраля добиться большего. В Брюсселе понимают, что американского президента необходимо чем-то задобрить. Вариантов немало. Поскольку одним из главных упреков президента Трампа в адрес торговых партнеров Америки является очень большой торговый дефицит США, то европейцы могут, например, нарастить закупки американского сжиженного газа (СПГ). Европа продолжает пытаться полностью отказаться от всех российских энергоносителей, включая и газ. Так что СПГ из США будет очень кстати. Хотя, конечно, это обойдется европейцам очень дорого, потому что американский СПГ намного дороже российского как трубного газа, так и СПГ.

Еще один способ задобрить дядюшку Сэма – увеличить закупки американского оружия и военной техники. Здесь тоже особых проблем возникнуть не должно, потому что большинство европейских политиков сейчас говорят о необходимости увеличения расходов на оборону. Можно также смягчить жесткую позицию европейских регуляторов по отношению к американскими IT-гигантам, что позволит им избежать миллиардных штрафов. Это, конечно, тоже может понравиться Дональду Трампу.

Есть, конечно, и проблемы, потому что перечисленные выше и другие способы задабривания Трампа не решают структурных проблем. Главная заключается в том, что Европа действительно много лет намного больше продает США своих товаров, чем покупает у них американских. Так, в 2023 году дефицит США в торговле с ЕС составил 155 млрд евро. Эту сумму компенсировать покупкой дополнительных объемов газа и американских танков с самолетами нелегко.

Нельзя забывать, конечно, и об европейском единстве. Торговля в объединенной Европе находится в ведении Брюсселя. Т.е. торговые соглашения заключает в большинстве случаев Брюссель, а не отдельные европейские страны. Однако у части членов ЕС экономика больше ориентирована на экспорт, чем у других. Главным примером в этом отношении является первая европейская экономика - Германия. Экспортные экономики более уязвимы перед тарифами.

Конечно, сейчас далеко не первая торговая «ссора» между Вашингтоном и Брюсселем. Во время первого президентского срока Трампа США, напомним, вводили тарифы на сталь и алюминий из Европы, а Брюссель в ответ - на американскую «классику», включая мотоциклы Harley Davidson и американский бурбон.

Следует помнить и еще одну важную вещь: что бы ни говорили в Брюсселе, Европа больше нуждается в Америке в отношении безопасности и экспорта, чем Америка – в Европе. Это, естественно, прекрасно понимают и европейские лидеры и Дональд Трамп.