У российской нефти свои задачи

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
30 апреля 2025, 17:38

Цены на нефть установили рекорд месячного падения за более чем три года. На внутреннем рынке заботы другие: сдержать бы рост цен на бензин и дизель в преддверии и во время аграрной страды.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Нефть раньше всех ушла на майские праздники

Стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в июле 2025 года на лондонской бирже ICE опускалась ниже 62 долларов за баррель впервые с 9 апреля 2025 года, свидетельствуют данные торгов во вторую половину дня среды.

По данным биржи на 17:50 мск, цена Brent снижалась на 3,28% - до 61,95 долларов за баррель, сообщило агентство ТАСС..
К 17:54 мск фьючерс на Brent замедлил снижение и торговался на уровне $62,12 (-3,01%), а фьючерс на нефть марки WTI с поставкой в июне 2025 года снижался на 0,62% - до 59,35 долларов за баррель.

В этом месяце Brent и WTI потеряли порядка 15%, что стало самым значительным процентным падением с ноября 2021 года. Оба сорта начали падать в цене после того, как президент США Дональд Трамп объявил о введении пошлин на весь импорт из страны. Затем они упали еще сильнее, достигнув четырехлетнего минимума, когда Китай ввел собственные пошлины на импорт из США.

Опасения по поводу спроса в условиях торговой войны повлияли на настроения инвесторов, хотя отмечается также недавнее улучшение экономических показателей в США. Отдельные признаки деэскалации торговых войн, в том числе два распоряжения, подписанных Трампом во вторник, чтобы смягчить удар от тарифов на автомобили, немного успокоили мировых инвесторов. Тем не менее, аналитики считают, что нефтяной рынок продолжит испытывать давление, поскольку администрация Трампа продолжает уделять приоритетное внимание снижению цен на нефть для сдерживания инфляции.

Цены на нефть также находятся под давлением из-за опасений по поводу увеличения поставок со стороны ОПЕК+. Несколько членов ОПЕК+ предложат увеличить добычу нефти во второй раз подряд в июне, сообщили источники Reuters на прошлой неделе. Группа встретится 5 мая, чтобы обсудить планы по добыче нефти.

Фьючерсы на нефть марки Brent с апреля находятся в широком диапазоне 60-68 долл. за баррель, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. Общую динамику при этом можно охарактеризовать как нисходящую. На этой неделе фьючерсы не смогли удержаться выше значимой локальной поддержки в 66 долларов за баррель, после чего ускорились коррекционные настроения. Определить точные цели этой коррекции проблематично — потенциально ничто не мешает активу сходить к нижней границе указанного диапазона и еще раз протестировать его на прочность.

Среди фундаментальных факторов, оказывающих давление на черное золото, — политика ОПЕК+ и тарифные войны США, подтверждает эксперт. Дональд Трамп в своем недавнем интервью журналу Times заявил, что в течение трех-четырех недель уже объявят о множестве заключенных торговых соглашений. Министр энергетики США также, пытаясь успокоить нефтяников, намекнул, что через три-четыре недели тарифная напряженность спадет. И, судя по отдельным сообщениям СМИ, действительно, с многими азиатскими странами достигнут прогресс в переговорах.

Однако под вопросом остаются торговые отношения США и Китая, говорит Людмила Рокотянская. Власти КНР отрицают даже сам факт наличия переговорного процесса по тарифам. Противостояние двух крупнейших экономик мира — прорецессионный фактор, вредный для рынка энергоресурсов. Американские пошлины уже начинают сказываться на промышленной активности Китая. Сегодня были опубликованы соответствующие статистические данные, и они демонстрируют самое сильное снижение с декабря 2023 года.  

«Также негативом выступает политика ОПЕК+. Картель стремится к более ускоренному возвращению части сокращенных баррелей на рынок. При этом отдельные его члены демонстрируют признаки нарушения дисциплины. В частности, речь идет о Казахстане.  Локальным негативом вчера выступили данные API о недельном приросте запасов нефти в США. Официальные данные EIA выйдут сегодня вечером. Прогноз Brent – движение в диапазоне 60-68 долларов за баррель», – заключает аналитик.

Антирекорд

Цены на нефть в этом месяце упали на 15%, что является самым большим падением с осени 2021 года, констатирует руководитель проекта Tekface, эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. Это стало следствием введения американским президента тарифов на американский импорт и опасениями увеличения поставок со стороны ОПЕК+. 5 мая состоится очередное заседание альянса, на котором объединение обсудит свою дальнейшую политику.

«"Медвежье" настроение поддерживается недавним заявлением главы минэнерго Казахстана о том, что республика будет придерживаться национальных интересов, а не интересов картеля. Безусловно, это ослабляет позиции альянса, но я не думаю, что Астана может выйти из ОПЕК+. Тем не менее, не исключено, что некоторые участники сделки тоже начнут увеличивать производство нефти сверх квот. В ближайшие месяцы цены на нефть будут находиться под давлением этих факторов. Их стоимость будет находиться в диапазоне 58-68 долл. за баррель», – ожидает эксперт. 

Что касается российского топливного рынка, то несмотря на сезонные ремонтные и посевные работы, запасы нефтепродуктов в настоящее время на 2-3% выше, чем в начале текущего года, отмечает Ирина Кезик. Такие данные приводили в Минэнерго. В любом случае, если и возможен рост в оптовом звене, розничные цены, как правило, не будут демонстрировать серьезного роста.

Внутренний рынок: цены растут, дефицита нет

Утром 30 апреля, отмечает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова, нефтяной рынок остается напряженным и геополитически чувствительным. Котировки Brent стабилизировались в коридоре 60-70 долл. за баррель, но для России куда важнее не только экспортная цена, но и внутренняя конъюнктура, особенно в преддверии весеннего сезона, говорит эксперт. Российская нефть Urals торгуется с дисконтом 11-13 долл. к Brent, однако общий уровень остается комфортным для бюджета. Это плюс минус около базового уровня в бюджетном правиле (60 долларов). При этом западные санкции и ограничения на фрахт все еще влияют на логистику, особенно на дальневосточном направлении.

Основной внутренний вызов — рост цен на дизель и бензин, отмечает Ольга Орлова. К началу весенней посевной оптовые цены на летнее дизельное топливо выросли на 7-9% с начала апреля. Это вызвано не только сезонным спросом, но и экспортной привлекательностью: внутрироссийская цена варьируется в районе 70 тыс. руб. за тонну (с НПЗ). Тогда как дизель активно идет на экспорт: в феврале 2025 года экспорт дизеля из России в Турцию достиг рекордных значений, несмотря на снижение общего объема поставок в Африку. 

Розничные цены растут медленнее: бензин АИ-92 — около 57 руб./л, АИ-95 — 63 руб./л, дизель — 69 руб./л в центральной России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усилила мониторинг, но нефтяные компании уже предупредили об ограничении скидок и акций на АЗС. Основной риск — рост давления на независимые НПЗ и сельхозпредприятия, которые не могут законтрактовать топливо по фиксированным ценам. 

«Ситуация с независимыми НПЗ сейчас в целом сохраняется довольно плачевная. Мини-НПЗ в марте заявляли, что сталкиваются с рядом серьезных проблем, включая ограничения экспорта, сложности внутреннего ценообразования на их продукцию, высокую ключевую ставку и рост стоимости логистики.  Они также признавались в том, что не могут сократить производство, так как содержат большие штаты людей. Многие являются градообразующими предприятиями – рассказывает Ольга Орлова. – В предыдущие годы были проблемы с топливом в ряде регионов, например, в разные годы сообщалось про дефицит на Алтае, в Омской области, Башкирии. В Башкирии в этом году ранняя весна и пока проблем с топливом нет. Однако, по словам представителей агросектора, дизель уже на 10-12% дороже, чем весной 2024 года».

В конце марта 2025 года также сообщалось, что в Минфине изучают расширение диапазона оптовых цен на топливо, при котором сохраняется право нефтяных компаний на демпферные выплаты. «И властями обсуждается возможность разрешить нефтяникам отклоняться от индикативной цены на 15% и 25% на бензин и дизельное топливо соответственно. Кроме того, в качестве страховки всегда может рассматриваться запуск продаж ГСМ из госрезервов, но это может быть реализовано только в случае критического дефицита. Пока такового не наблюдается, но посевная еще только началась», – заключает Ольга Орлова. 

Нефтяники наращивают буровую активность рекордными темпами

Российские участники рынка нефти действуют в условиях санкций и перестройки географии экспорта, делая акцент на поддержании добычи и поиске новых точек сбыта, отмечает председатель Российско-Оманского общественного совета, советник по экономике и промышленности генерального директора Делового центра экономического развития СНГ Александр Гриф.

По его словам, Москва как политико-экономический центр сосредоточена на стратегии и союзах: участвует в соглашениях ОПЕК+ и выстраивает расчёты в нацвалютах, корректирует налоговую и бюджетную политику под новые реалии. Так, несмотря на ограничения, российское правительство обеспечило сохранение физического экспорта – МВФ отмечает, что новые санкции начала 2025 года не сократили объем поставок нефти РФ на мировой рынок. 

Санкт-Петербург, неофициальная «нефтяная столица» России, укрепил роль площадки для торговли и диалога отрасли, продолжает эксперт. Здесь базируется крупнейшая товарно-сырьевая биржа, формируются индикативные цены на российские сорта, проходят ключевые форумы (например, ПМЭФ), где обсуждаются тенденции энергетики. Интеллектуальный и технологический вклад северной столицы тоже заметен: петербургские компании, такие как «Газпром нефть», внедряют цифровые решения в добыче и переработке, задавая тренды эффективности. 

Регионы России – от Западной Сибири до Поволжья – смотрят на ситуацию приземленно, решая прикладные задачи устойчивости добычи, говорит Александр Гриф. Нефтяники на местах наращивают буровую активность рекордными темпами, компенсируя уход западных сервисных компаний. В первые месяцы 2025 года средний объем бурения скважин в стране превысил 2370 км – на треть больше уровня 2022 года.

Такой рывок стал возможен благодаря адаптации отрасли к санкциям и широкому переходу на высокотехнологичные методы: сегодня до 80% новых скважин в ключевых промышленных районах – горизонтальные, поясняет эксперт. Региональные власти и компании также уделяют внимание модернизации НПЗ и инфраструктуры, понимая, что в условиях волатильности цен выигрывает тот, кто снижает издержки и глубже перерабатывает сырье.