По данным Росстата, на которые в распространенном ею комментарии ссылается инвесткомпания Renaissance Capital, в период с 29 апреля по 5 мая потребительские цены выросли на 0,03% неделя к неделе (после роста на 0,11% неделей ранее), что, по оценке Минэкономразвития, подразумевает замедление инфляции до 10,2% год к году (после 10,4% на протяжении предыдущих трех недель).
Ключевой причиной столь существенного замедления выступило снижение цен на непродовольственные товары (-0,12% н/н), а также замедление темпов роста продовольственных товаров (+0,06% н/н). С учетом совокупности недельных данных, по оценкам экспертов, рост цен в апреле складывается на уровне порядка 0,5% мемяц к месяцу, столько же с поправкой на сезонность или 5,8% в аннуализированных темпах (аннуализированный темп прироста показывает, каким был бы годовой темп прироста, если бы на протяжении 12 месяцев темпы прироста по тношению к предыдущему месяцу были бы такими же, как в текущем месяце. Не следует путать этот показатель с широко используемым показателем темпа прироста за последние 12 месяцев).
По их оценкам, пик инфляции (годовых темпов роста цен) был пройден в апреле. Уже в мае, как отмечается, из базы расчета начинают выходить высокие темпы роста цен 2024 года. Последнее, особенно в случае сохранения рубля вблизи текущих уровней, позволит Банку России начать цикл снижения ставок на одном из ближайших заседаний.
Следует добавить, что, как пишет Монокль, на фоне сохранения экстремально высокой ключевой ставки ЦБ и замедления кредитования в розничном и корпоративном сегментах продолжается резкое замедление динамики денежной массы. По предварительной оценке Банка России, хотя в апреле абсолютное сжатие широкого денежного агрегата М2, наблюдавшееся в марте, сменилось ростом, значение прироста этого показателя в реальном выражении сократилось до 3,8% (к апрелю 2024 года). Для сравнения: накануне перехода регулятора к ужесточению денежной политики в мае‒июне 2023 года реальная денежная масса росла на 22% в год.