«КАМАЗ» снизил прогноз рынка тяжёлых грузовиков в 2025 году до 45 тысяч

22 мая 2025, 14:01

Отечественный рынок тяжёлых грузовиков, который в 2024 году преодолел отметку в 110 тыс., в текущем году упадёт до 45 тыс. машин.

rostec.ru/
Читайте Monocle.ru в

Такой прогноз на круглом столе по автопрому в Совете Федерации сделал заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» Михаил Матасов, передаёт агентство «Интерфакс». 

По его словам, компания понизила собственный годовой прогноз рынка, который в начале года был на уровне 80 тыс. При этом рынок тяжёлых грузовиков (массой от 14 тонн) в 2024 году оценивался в отчётности ПАО «КАМАЗ» в 111 тыс. (-18% к 2023 году).

«Рынок тяжёлых грузовиков в этом году мы прогнозировали в начале года на уровне 80 тысяч единиц, – подчеркнул он. – Сейчас мы понижаем прогноз рынка где-то до 45-50 тыс. И это считаем таким базовым сценарием, но и он оптимистичный. Хотя это после прошлогоднего рынка грузовиков почти в 130 тыс.», – сказал Матасов.

Беспрецедентные запасы ввезённых в 2024 году автомобилей из Юго-Восточной Азии катастрофически давят на «КАМАЗ» по цене, пояснил он. А из-за укрепления рубля это давление только усилилось. 

«Достаточно сказать, что сейчас на складах находится около 40 тыс. тяжёлых грузовиков производства КНР. У них есть возможность "отскакивать" по цене. Таким образом, любой импорт из Юго-Восточной Азии автоматически можно рассматривать как демпинг. Такой конкуренции, конечно, никогда не было. Затраты же на производство отечественных автомобилей постоянно растут», – подчеркнул Матасов.

Комментируя нынешнюю макроэкономическую ситуацию, замглавы КАМАЗа обратил внимание, что «никогда одновременно в один год не соединялось в моменте сразу несколько негативных факторов».

Предыдущие кризисные годы давали нам возможность чувствовать себя относительно уверенно, добавил он. Были свои определённые преимущества и сильные стороны: где-то – низкая инфляция, где-то – низкая ключевая ставка, высокие цены на нефть, закрытые границы и так далее. 

«К большому сожалению, 2025 год вобрал в себя весь негатив предыдущих кризисов. Инфляция –д больше 10%, и пока так особых подвижек положительных нет. Ключевая ставка – высокая с осени 2023 года, сейчас – 21%», – рассказал Матасов. 

Соответственно, все кредиты, все лизинговые платежи – это плюс 30%, указал он. А цена на «чёрное золото» – невысокая, с тенденцией к снижению. 

«Соответственно, бюджетное наполнение сразу уменьшается. Беспрецедентные международные ограничения, сложности с зарубежными платежами, с поставками комплектующих и так далее. Но мы продолжает решать задачи по локализации и намерены выполнять взятые обязанности, в том числе в рамках действующих СПИК. Однако решение этих задач осложняется падением рынка, отсутствием импортируемых технологий и инвестиционного партнёрства», – резюмировал топ-менеджер «КАМАЗа».

Как ранее писал «Монокль», ещё недавно нашей основной гипотезой было, что Россия приближается к серьёзной рецессии и искать выход из неё будет сложно. Но, будучи верными своему принципу всегда сверить видимое на макроуровне с ситуацией, как сейчас принято говорить, «на земле», мы свою точку зрения поменяли. 

Да, в промышленности началось падение общего выпуска, и, возможно, во втором квартале мы увидим отрицательные показатели по ВВП, но спад, несмотря на то что он, безусловно, связан с высокой ключевой ставкой и желанием ЦБ «охладить экономику», всё равно не охватывает все отрасли и все предприятия. Он не тотальный — структурный. 

А значит, скорее всего, будет непродолжительным, неглубоким и перейдет в рост, как только ЦБ удовлетворится степенью охлаждения, видимого на макроуровне, и начнет снижение ставки. Можно надеяться, что это произойдет в ближайшие месяцы.

Подробно об этом читайте в статье журнала «Монокль» «Кризис как очередной шаг к индустриальной экономике».