В необычном политическом тонусе живет уже полтора месяца Венгрия. С 14 апреля там проходит национальный референдум.
«Членство Украины в ЕС? Это недопустимо. Если мы позволим Украине вступить в союз, то это откроет дверь для иссушения наших ресурсов. Венгрия не будет за это платить», – написал в воскресенье, 25 мая венгерский премьер Виктор Орбан в своем микроблоге.
Перед гражданами страны поставлен вопрос: «Поддерживаете ли вы членство Украины в Европейском союзе?» Венгерские власти подчеркивают, что референдум имеет важнейшее значение для будущего самой Венгрии: наряду с опасением остаться по сути без границы с таким соседом, как Украина, в Будапеште понимают, что прием этого соседа в ЕС оставит его без рычагов в отношении проживающих на закарпатской Украине этнических мадьяр.
Все это еще больше обострило отношения между Венгрией и Украиной. Это обострение наложилось на политическую борьбу в самой Венгрии. А это значит, что до середины июня, когда должно завершиться почтовое голосование, вокруг него будет расти напряжение, могут происходить нерядовые события, подобные майскому шпионскому скандалу.
«Гнездо мафии»
Официальный Будапешт выступает решительно против присоединения Украины к Европейскому Союзу. По словам венгерского премьер-министра Виктора Орбана, это представляет «самую большую угрозу» для страны и противоречит ее национальным интересам – так что, говорит политик, допустить реализацию такого сценария ни в коем случае нельзя.
Почему венгерские власти выступают против членства Киева в ЕС? Орбан рассказывает, что у Украины нет «четких границ», «работающей экономики» и «реального суверенитета», а ее принятие в Европейский союз станет сильным ударом по экономике сообщества, «который государства – участники не смогут вынести».
К числу рисков такого сценария Орбан относит и проблему возможной массовой миграции из соседней страны. «Мы не хотим, чтобы они превратили самую безопасную страну в Европе в гнездо мафии», – отметил венгерский лидер.
Опасаются в Будапеште и риска вовлечения страны в «бесконечную войну» из-за вступления Украины в ЕС – как отмечает Орбан, принятие Киева в ряды ЕС не только не приблизит мир, но и станет катализатором кризиса, а также фактически обяжет европейских налогоплательщиков десятилетиями финансировать украинскую армию. Тем более, что его страна находится на границе с Украиной, а, значит, потенциально может стать первой втянутой в конфликт.
Есть у Венгрии и вопросы относительно энергобезопасности региона в случае такой эскалации конфликта – напомним, страна по-прежнему активно импортирует российский газ. Кстати, Будапешт уже предъявлял Киеву претензии из-за остановки украинской стороной транзита российского газа через свою территорию.
И наконец, есть проблема Закарпатских мадьяр, о которой будет подробно сказано ниже.
Сам Орбан проголосовал на референдуме еще 22 апреля – разумеется, против членства Украины в Евросоюзе, а к началу третьей декады мая в мероприятии приняли участие более миллиона граждан Венгрии, практически каждый десятый мадьяр. «Фантастический результат. Он может даже превзойти наши ожидания», – прокомментировал эту новость Орбан.
Вступление Украины в ЕС стало и частью внутриполитической борьбы в Венгрии ввиду предстоящих в следующем году очередных парламентских выборов. Вызов Виктору Орбану и его правящей партии «Фидес – Венгерский гражданский союз» готов бросить оппозиционный политик Петер Мадьярс его партией «Уважение и свобода» («Тиса»).
Мадьяр видит Венгрию прочно привязанной к Европейскому союзу и придумал провести опрос о вступлении Украины в ЕС. «Тиса» провела его весной этого года. Как было заявлено, в опросе приняло участие порядка 1,1 человек, 60% респондентов поддержали гипотетическое присоединение Украины к Евросоюзу.
Со своей стороны, Орбан заявил, что мероприятие оппонентов было лоббировано Брюсселем, который использует жителей страны в своих интересах. И решил перебить ставку Мадьяра: его посыл в том, что вопрос о приеме Украины в ЕС должен решаться гражданами сообщества, а не еврочиновниками и Киевом вместе с прикормленной венгерской оппозицией. Отсюда и решение, во-первых, тоже, как и оппозиция, поставить перед гражданами Венгрии данный вопрос, а во-вторых, провести не просто опрос, а официальный референдум.
Как сказал в связи с этим министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии (и член «Фидес») Петер Сийярто, в Евросоюзе предпринимаются большие усилия, чтобы обеспечить ускоренное вступление Украины в сообщество, но мнение венгерского народа может стать для этого серьезным препятствием.
Брюссель же явно стремится «укротить» строптивого мадьяра.
Так, Совет ЕС 27 мая собрался провести слушание о возможном лишении Будапешта права голоса в сообществе – за действия, идущие вразрез с общими ценностями. А еще в Брюсселе регулярно поигрывают финансовым «кнутом», говоря о возможном урезании Венгрии не самой богатой стране ЕС) выплат из европейских фондов.
В свою очередь, Орбан упирает на то, что его – ярого защитника национальных интересов – ЕС при поддержке местной пробрюссельской оппозиции пытается не только всячески ослабить, но и даже сместить. Еще в 2024 году он говорил, что у Евросоюза есть желание заменить нынешнее правительство на «марионеточное», имея в виду Мадьяра и его «Тису».
Тогда Орбан обвинил лидера оппозиции в том, что тот «приглашает незнакомцев помочь ему в борьбе с венграми».
А сейчас венгерскому премьеру представился хороший шанс еще раз обвинить политических оппонентов в предательстве национальных интересов ради не только Брюсселя, но и Киева (где попрекают Будапешт отсутствием желания поддерживать антироссийские санкции и стремлением блокировать финансовую и военную помощь Украине).
«Шпион, выйди вон!»
В этой главке, отчасти детективной, «кинолента» событий будет прокручена назад, от более актуального к более раннему.
20 мая из Будапешта пришло громкое заявление: как сообщил госсекретарь по публичной дипломатии и связям с общественностью Венгрии Золтан Ковач, служба национальной безопасности страны раскрыла двух украинских шпионов.
По словам венгерской стороны, депутат Закарпатского областного совета и нелегальный сотрудник украинской разведки Роланд Цебер наладил связи с венгерской политической оппозицией из той самой партии «Тиса» чтобы повлиять на позицию Будапешта по украинскому конфликту.
Как заявил лидер парламентской фракции правящей партии «ФИДЕС – Венгерский гражданский союз» Мате Кочиш, такая деятельность «соответствует классической операции влияния, направленной на дискредитацию Венгрии на международном уровне и давление на правительство с целью изменения его политики в отношении Украины».
Вторым агентом Киева был назван гражданин Украины Иштван Холло, который, как утверждается венгерской службой нацбезопасности, занимался военным и энергетическим шпионажем, «связанным с военными нуждами Украины», и также был связан с внутренней оппозицией Венгрии. Его поместили под стражу.
«В последнее время мы наблюдаем все более активную деятельность украинских спецслужб и украинских шпионов здесь, в Венгрии», – рассказал на следующий день министр иностранных дел и внешнеэкономических связей страны Петер Сийярто. – «Параллельно с этим Украина ведет все более агрессивную пропаганду против Венгрии и венгров и на Украине, и в Венгрии, и на международном уровне».
«Украинцы мобилизовали свои связи с венгерской оппозицией, они организуют кампании по дезинформации, они проводят оперативные действия спецслужб на территории Венгрии, чтобы каким-то образом заставить венгерское правительство и венгерский народ сказать “да” вступлению Украины в ЕС, даже если это против нашей воли», – позднее заявил Виктор Орбан, недвусмысленно обвинив политических оппонентов в работе на другую страну.
Как подчеркивал венгерский премьер, власти республики доведут голосование до конца, поскольку «ни Брюссель, ни Киев не могут принимать решение в обход венгров».
А дней за 10 до о том, что она «впервые в истории» страны раскрыла «агентурную сеть военной разведки Венгрии», заявила Служба безопасности Украины (СБУ). По словам украинских силовиков, им удалось поймать и отправить за решетку двух бывших украинских военных, которые работали в Закарпатской области под контролем кадрового офицера венгерской разведки.
По заявлению СБУ, агентам, в частности, поручили выяснить, «какая будет реакция военных и гражданского населения Закарпатья, если в область войдет миротворческий контингент, в частности венгерские военные».
Будапешт призвал с подобной информацией «обращаться с осторожностью», отметив, что «на Украине часто используется антивенгерская пропаганда», а также указал, что Киев мстит Венгрии за отказ поставлять оружие и сопротивление давлению со стороны Запада на расширение участия в военном конфликте. За словами, впрочем, уже днем последовали и действия.
«Мы выслали из Венгрии двух шпионов, работавших в посольстве Украины в Будапеште под дипломатическим прикрытием», – сообщил Петер Сийярто. А вечером из Киева, сославшись на принцип взаимности, выслали двух венгерских дипломатов.
История на этом, впрочем, заканчиваться не собиралась: поздно вечером спецслужбы Венгрии задержали в центре Будапешта и ночью выдворили из государства работавшего под дипломатическим прикрытием сотрудника украинской разведки, чья «деятельность представляла серьезную угрозу суверенитету страны».
Закарпатский узел
Отношения между Венгрией и Украиной разладились в 2014 году, когда Киев начал проводить политику, которую Будапешт считает дискриминационной в отношении местного венгерского меньшинства.
Болезненный для обеих стран вопрос связан с этническими венграми, проживающими на западе Украины в Закарпатской области: в начале XXI века их насчитывалось порядка 150 тысяч, затем это число сократилось до 75-100 тысяч из-за эмиграции.
Ярко проявившаяся после Майдана недемократичность украинских властей и их нежелание мириться с неоднородностью страны уже тогда насторожили как местных венгров, так и Будапешт. А после принятия Киевом закона в 2017 году об образовании, ограничивающего использование языков меньшинств, тревога значительно увеличилась.
Тогда же, кстати, Венгрия опробовала применяемый сегодня дипломатический инструмент давления на Киев, ограничив его евроатлантические устремления – в ответ на ущемление венгерского языка Будапешт в том же году заблокировал переговоры о членстве Украины в НАТО.
Однако претензий у Венгрии относительно «прессинга» закарпатских венгров становилось только больше: например, еще в 2019 году один из лидеров мадьярской общины Ласло Брензович стал подозреваемым в сепаратизме, а у него дома и в офисе прошли обыски. После же начала СВО в стремлении местных венгров на сохранение идентичности украинские власти стали видеть еще и «руку Москвы», лишь активнее подавляя их голоса.
А еще там начали забирать карпатских венгров на фронт, хотя для многих из них это, как говорится, «не их война». Мадьяры Закарпатья становиться «украинцами венгерского происхождения» не желают, о своих корнях не забывают, сохраняют культуру и совсем не рады ограничениям киевского правительства на родной язык и запрету на двойное гражданство.
Со своей стороны, Киев не раз громко обвинял Будапешт в «ползучей экспансии» в Закарпатье.
Пусть пока обстоятельства для Венгрии с патронажем мадьярской общины на Украине складываются не столь благоприятно, как того, вероятно, хотелось бы Виктору Орбану, но у Будапешта все же есть чем ответить Киеву. После начала шпионского скандала венгерские власти отменили запланированные ранее на 12 мая переговоры с украинскими коллегами о правах этнических венгров на Закарпатье.
А без этого диалога венгры отказываются отзывать свое вето на прием Украины в состав Евросоюза. Напомним, для вступления в ЕС стране-кандидату необходимо согласие всех государств-членов.
Вопрос благоденствия венгерской общины на Закарпатье является значимым для властей Венгрии, и они наверняка продолжат защищать интересы своих сограждан. Как отмечает в беседе с Моноклем политолог, доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Вадим Трухачев, требования Венгрии здесь однозначны – это создание территориальной автономии в Закарпатье для этнических мадьяр.
«Мало того, даже требование евроатлантической оппозиции, если она вдруг сменит Орбана в следующем году, останется неизменным. Разница только заключается в том, что евроатлантическая оппозиция, несмотря на это, готова помогать Украине», – говорит эксперт. – «Но суть вопроса от этого не меняется. И в случае смены власти в Венгрии требование о создании территориальной автономии в Закарпатье никуда не исчезнет».
Мог бы Киев создать в Закарпатье национально-территориальную автономию, чтобы решить острый вопрос и сделать Венгрию союзником? Теоретически да, но на деле украинские власти явно не станут сворачивать с пути агрессивной гомогенизации страны. Как говорит в комментарии для Монокля политолог Александр Носович, если бы не Будапешт, то Украина бы вообще с радостью забыла о существовании венгров в Закарпатье и не признавала такую проблему.
«Все противоречия в венгерско-украинских отношениях упираются в феномен украинского национализма, который не признает присутствие крупной чужой культуры на своей территории», – подчеркивает эксперт. – «И, собственно, в эти же причины упирается и конфликт Украины с Россией, если не брать в расчет его геополитическую составляющую».
Как могут развиваться дальнейшие отношения двух стран? По мнению Носовича, вероятнее всего, тема венгров в Закарпатье станет основанием, предлогом и отчасти даже причиной для Венгрии и дальше блокировать процесс интеграции Украины в Евросоюз. «Будапешт уже неоднократно обещал наложить вето на европейскую перспективу Киева, если эта проблема не будет решена, а она, по всей видимости, не будет решена по вышеуказанной причине», – рассказывает политолог.
Однако многое будет зависеть от будущего самой Украины: в каких границах она сохранится по итогам текущего конфликта. «Если деградация Украины пойдет по пути распада ее государственности, то тогда Венгрия может предъявить права на часть Закарпатья, исходя из того, что там действительно проживает значительное количество венгров», – резюмирует Александр Носович. – «И у нее, во всяком случае, с точки зрения Орбана и его людей, есть исторические основания для подобных претензий».