Несмотря на обещание Пекина ускорить выдачу разрешений на экспорт редкоземельных металлов (РЗМ) перед началом нового раунда торговых переговоров между США и КНР в Лондоне, угроза их острого дефицита остается более чем актуальной и реальной. Особенно актуальна она для автопрома. В самом сложном положении оказался автопром Старого Света, которому острая нехватка РЗМ, как утверждает некоторые особенно пессимистично настроенные эксперты, а может быть и просто реалисты, угрожает едва ли не гибелью.
Пользуясь доминированием на рынке редкоземов (90% мощностей переработки и ок. 70% добычи), Китай далеко не первый год пользуется ими как оружием в противостоянии с конкурентами и противниками. Правда, в середине апреля 2025 года он ввел лицензии на их экспорт в ответ на тарифы Дональда Трампа, который, вернувшись в Белый дом, вновь объявил китайцам торговую войну. Это стало переходом к новой стадии торговой войны: вместо обмена, как раньше, тарифами, Пекин и Вашингтон перешли к борьбе за цепочки поставок. Конечно, планета как-нибудь пережила бы необходимость получения разрешений на экспорт РЗМ, если бы эти новации распространялись только на американские компании. Однако новые ограничения распространяются на всю планету. В наиболее сложном положении оказались сейчас европейские автопроизводители, которые находились в остром кризисе.
Больше всего тревожит европейских автопроизводителей стремительно надвигающийся дефицит магнитов, сделанных из РЗМ, которые по эффективности намного превосходят магниты из обычных металлов.
«Без надежного доступа к этим элементам и магнитам автопроизводители не смогут производить критическим важные детали и узлы, включая автоматические трансмиссии, дроссельные заслонки, генераторы переменного тока, различные моторы, датчики, ремни безопасности и многое другое»,- говорится в письме, которое написал президенту Трампу в начале мая Альянс автомобильных инноваций (AAI). Многие эксперты сравнивают его с криком о помощи, который с каждым днем становится все громче. Письмо подписали такие автогиганты, как Toyota, Volkswagen и General Motors. Автопроизводители утверждают, что в нынешней ситуации остановка конвейеров и закрытие автозаводов – вопрос времени.
В Европе ситуация сложнее, потому что американским автопроизводителям с возвращением Трампа не приходится беспокоиться об электромобилях. В отличие от их европейских коллег, для которых электрокары остаются сильной головной болью. Все дело в том, что редкоземы применяются в работающих на электроэнергии автомобилях гораздо больше и шире, чем в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. В сложное положение европейских автопроизводителей поставили Европарламент и Еврокомиссия, которые обязали их продавать уже через три года не меньше определенного количества электромобилей, что заставляет наращивать производство.
«Я проинформировал китайских партнеров о тревожной ситуации в европейском автопроме, где редкоземы и магниты являются неотъемлемыми элементами производственного процесса,- цитирует Bloomberg еврокомиссара по торговле Мароша Шефчовича.- Все это действует крайне разрушительно на этот сектор промышленности».
Часы на бомбе совсем не замедленного действия тикают, но в Пекине не торопятся их останавливать. С середины апреля любая компания, желающая купить китайские редкоземы, должна обратиться в Министерство торговли КНР за разрешением, подготовить и предоставить несколько сотен страниц разъясняющей информации и… ждать. Причем, ждать долго, месяцами. Представитель Bosch описал процесс получения лицензий как «сложный и отнимающий много времени из-за необходимости собрать и предоставить огромный объем информации и данных». Из-за этого за прошедшие с момента введения Пекином ограничений без малого два месяца разрешения получили лишь несколько компаний, поставщиков автодеталей и узлов, хотя счет желающих идет на десятки, если не на сотни. Ситуацию осложняет и то обстоятельство, что Китай ввел ограничения не в самое лучшее для европейского автопрома время несмотря, кстати, на рост продаж электрокаров. Здесь еще имеет место быть и небольшой парадокс: с ростом продаж и из-за требований ЕП и ЕК автопроизводители должны наращивать их производство, т.е. редкоземов требуется еще больше, чем раньше.
В США, где президент Трамп на днях обвинил китайскую сторону в нарушении условий временного перемирия, подписанного в мае в Женеве, ситуация тоже сложная, но все же, похоже, по крайней мере, пока, еще не критическая. Кстати, в Пекине на обвинения американского лидера ответили, что ввод разрешений на экспорт РЗМ стал реакцией на ограничения Вашингтона экспорта полупроводников, направленного против Поднебесной.