Пекин пытается обойти американские тарифы при помощи Юго-Восточной Азии (ЮВА). Поток китайских товаров в Америку, идущих не напрямую из КНР, а через ЮВА нарастает с каждым днем. Объем китайского экспорта в США в мае снизился, по данным Бюро переписи населения США (USCB), на 43% в годовом выражении, что эквивалентно 15 млрд долларов. В то же самое время общий экспорт КНР, по данным китайской таможни, в мае вырос на 4,8%. Это несоответствие объясняется 15-процентным ростом китайского экспорта в ЮВА и 12-процентным ростом экспорта в Европу.
В Вашингтоне, конечно, понимают причину такого резкого роста и поэтому во время проходящих сейчас торговых переговоров включают в соглашения пункты о повышенных тарифах на товары партнеров, которые на самом деле являются товарами китайских компаний, использующих сейчас в основном страны ЮВА как перевалочную базу на пути в США. Это позволяет снизить высокие тарифы на китайские товары до универсального тарифа в размере всего лишь 10%, действующего до 9 июля. Так, в заключенном, по словам президента Трампа торговом соглашении с Вьетнамом, отдельным пунктом прописано, что реэкспортные товары облагаются тарифом в 40%. Не удивительно, что в Пекине строго предупреждают многочисленных торговых партнеров, включая, в первую очередь соседей с юго-востока, не заключать с США новые соглашения за счет КНР.
«Мы уже видели это во время первой американо-китайской торговой войны (во время первого президентского срока Трампа в 2018 году),- цитирует Financial Times главного экономиста по Азии в консалтинговой компании Capital Economics Марка Уильямса.- Перемены произошли почти сразу же. Американский импорт китайских товаров упал, но они (китайские компании) компенсировали это ростом экспорта через Вьетнам и Мексику».
Семь лет назад, кстати, так же, как сейчас, Вьетнам стал едва ли не главным бенефициаром американских тарифов на китайские товары за счет резвого роста производства. Согласно данным Capital Economics, в мае через Вьетнам прошло китайских товаров на 3,4 млрд долларов, что на 30% больше, чем в мае 2024 года. Рост реэкспорта, например, китайской электроники через Вьетнам вырос в мае на 54% до 2,6 млрд долларов.
Заметно выросла в последнем весеннем месяце и такая же непрямая торговля Китая с Америкой через Индонезию: майский рост китайского реэкспорта через эту страну составил 0,8 млрд долларов (рост на 25%) в годовом выражении.
Индия, хотя и не входит в АСЕАН, тоже является примером такого реэкспорта, который в ее случае в основном касается смартфонов: Apple из-за тарифов принял решение собирать iPhones для продажи в США не в Китае, а в Индии. Не удивительно, что экспорт Индии в США в мае вырос на 17% в сравнении с маем прошлого года, а импорт из КНР и Гонконга, по данным Аджая Шриваставы из Global Trade Research Initiative, взлетел на 22,4%.
«Скачок индийского импорта электроники и продукции машиностроения, главным образом благодаря Китаю, и растущий экспорт в США, позволяют говорить, что глобальные цепочки поставок быстро адаптируются (к тарифам)»,- объясняет Аджай Шривастава.
Трамповские тарифы заставляют производителей искать новые рынки для сбыта продукции, предназначавшейся для США. Так, импорт ОАЭ китайских товаров вырос в мае в годовом выражении на 1,1 млрд долларов или на 20%. Наибольший рост наблюдается по смартфонам и ноутбукам.
Увеличивают китайские производители и экспорт в Старый Свет. Так, Еврокомиссия сообщила 4 июля о резком росте импорта китайского текстиля, химикатов и продукции машиностроения в первые 5 месяцев текущего года.