В 1863 году, находясь в Петропавловской крепости, Чернышевский написал свой главный роман — «Что делать?». На первый взгляд, это история молодой женщины Веры Павловны, которая вырывается из патриархальной семьи, организует швейную мастерскую на социалистических началах и строит отношения на принципах свободы. Но на деле книга стала политическим манифестом.
Четвёртый сон Веры Павловны, - видение, вставная новелла о будущности человечества, где все живут в фаланстерах из стекла и алюминия.
Чернышевский, как и Карл Маркс, верил в неизбежность социалистического переустройства общества. Однако если Маркс делал ставку на классовую борьбу и экономические законы, то Чернышевский (хотя и знакомый с трудами Маркса) мыслил в духе русского утопического социализма. Он верил в силу просвещения, в возможность мирного преобразования общества через кооперацию и нравственное совершенствование.
Интересно, что Ленин назвал свою работу 1902 года «Что делать?» в прямой отсылке к Чернышевскому, подчеркивая преемственность революционной традиции.
Чернышевский был арестован в 1862 году за связи с революционными кружками. В Петропавловской крепости он провел два года в одиночном заключении, где, несмотря на жёсткие условия, написал не только «Что делать?», но и другие работы. Позже его отправили на каторгу в Сибирь, где он провёл более 20 лет.
Удивительно, но даже в ссылке он оставался моральным авторитетом для революционеров. Его стойкость восхищала современников, включая народовольцев, которые пытались устроить ему побег (безуспешно). Как его герой Рахметов, который не ел апельсинов, потому что такое блюдо недоступно простым людям, Чернышевский воспитывал в себе аскетизм борца за счастье народное.
Личная жизнь Чернышевского была не менее драматичной, чем его общественная деятельность. Он женился на Ольге Сократовне Васильевой, но их брак оказался непростым. Ольга, женщина независимого нрава, не разделяла все идеалы мужа, а их отношения усложнились, когда в их жизни появился близкий друг семьи — врач Иван Савицкий.
Фактически, они жили втроём, что было крайне необычно для той эпохи. Как отмечает Ирина Паперно в книге «Николай Чернышевский. Человек эпохи реализма», этот треугольник отражал попытку Чернышевского воплотить в жизни свои идеи о свободных отношениях, которые он проповедовал в «Что делать?». Однако на практике такая модель принесла ему много страданий.
Идеи Чернышевского обсуждаются и актуальны сегодня.
Феминизм и эмансипация — Вера Павловна, героиня «Что делать?», стала одним из первых в русской литературе образов женщины, которая сама строит свою судьбу. Её швейная мастерская — прообраз женской экономической независимости.
Кооперация и социальное предпринимательство — Чернышевский верил, что справедливое общество можно построить через артели и кооперативы. Сегодня это звучит особенно актуально на фоне интереса к альтернативным экономическим моделям.
Свобода личности и этика отношений — его взгляды на брак, пусть и спорные, предвосхитили дискуссии о полиамории и нетрадиционных формах семьи.
Критика капитализма — Как и Маркс, он видел пороки эксплуатации, но предлагал иные пути решения — через просвещение и нравственный прогресс.
Чернышевский — фигура противоречивая: для одних он пророк революции, для других — утопист, чьи идеи оказались разбиты историей. Но его наследие продолжает влиять на общественную мысль, а вопросы, которые он поднимал — о справедливости, свободе, роли женщины в обществе — остаются актуальными и злободневными.