Согласно уточненным данным спад в экономике Германии во втором квартале оказался значительно сильнее, чем показали предварительные результаты. Снижение ВВП первой экономики Европы в апреле-июне 2025 года в размере 0,3% эксперты объясняют проседанием производственного сектора, снижением инвестиций и слабыми расходами потребителей.
Неутешительные данные статистического управления Destatis стали новым ударом для канцлера Фридриха Мерца, от которого с каждым днем все громче требуют выполнения обещаний вернуть рост экономики, которые он раздавал направо и налево во время избирательной кампании. Статистика особенно неприятна для него еще и потому, что глава правительства уже начал было говорить о преодолении дна после двух лет спада в экономике и развороте в сторону роста.
Снижение ВВП почти на треть процента оказалось значительно больше предварительных данных (-0,1%). Объяснение у такого расхождения простое – в основном это произошло из-за спада в производственном секторе, который последовал после всплеска в начале года, вызванного желанием смягчить последствия американских тарифов.
Планов у Фридриха Мерца, возглавляющего федеральное правительство ФРГ уже более 100 дней, по-прежнему громадье: он планирует вложить сотни миллиардов евро в модернизацию дорог, мостов и прочей инфраструктуры, а также в перевооружение и укрепление бундесвера. Однако за неполные 4 месяца нахождения у власти особыми успехами Мерц похвастаться не может, комментирует обстановку в экономике глава второй в Германии металлургической компании Salzgitter AG Гуннар Грёблер.
«Немецкое правительство работает 100 дней, но похвастаться ему особенно нечем,- заявил Грёблер в интервью Bloomberg.- Сейчас необходимо как можно быстрее переправить огромные деньги в инфраструктуру и на оборону».
Оппоненты справедливо упрекают канцлера Мерца в том, что он уделяет чересчур большое внимание внешней политике в ущерб внутренней. Результатом этого перекоса, считает Reuters, является и то, что он запустил назревающий конфликт с младшим партнером по правящей коалиции – социал-демократами. Лидер Социал-демократической партии Германии Ларс Клингбайль, возглавляющий Министерство финансов и являющийся одновременно вице-канцлером, предлагает повысить налоги, а министр экономики Катерина Райхе выступает против.
«Сейчас критически важно быстро провести смелые структурные реформы, например, сделать более гибким рабочий график, сократить трудовые расходы за исключением зарплат, ослабить бюрократические препоны и снизить цены на энергию,- говорится в заявлении Катерины Райхе.- Долговая ноша на немецкие компании уже и так высокая. Необходимо обсуждать дальнейшее снижение налогов, а не их повышение».
Наибольшие проблемы существуют сейчас в торговле с учетом того, что немецкая экономика ориентирована на экспорт. Здесь, конечно, виноват не Мерц, а Дональд Трамп с его 15-процентными тарифами на все европейские и, естественно, немецкие товары. Во втором квартале начали появляться их первые последствия.
«Экономика испытала разворот на 180 градусов эффекта фронтальной загрузки и почувствовала первые полномасштабные последствия американских тарифов,- объясняет главный экономист ING Карстен Бржески.- Немецкая экономика чувствовала себя слишком комфортно в стагнации. В результате существенное восстановление может начаться не раньше следующего года».
На прошлой неделе авторы ежемесячного обзора Bundesbank предупредили, что ВВП не вырастет, вероятно, и в третьем квартале и что скорее всего будет стагнация. Правда, президент немецкого центробанка Йоахим Нагель призвал не драматизировать ситуацию. Несмотря на то, что 2025 год может стать годом стагнации или мягкой рецессии, по словам главного немецкого банкира, в следующем году, скорее всего, вырастут расходы правительства, а вместе с ними вернется к росту и экономика.
«Ожидается возобновление роста экономики Германии в большой степени благодаря крупным инвестициям федерального правительства,- приводит Reuters комментарий экономиста Deutsche Bank Марка Шаттенберга.- Положительные импульсы ожидаются в частном потреблении благодаря низкой инфляции и хорошему росту зарплат. К тому же, после заключения торгового соглашения между ЕС и США ослабла неопределенность в экономической политике».
Что касается канцлера Мерца и его обещаний быстро восстановить экономику, то сейчас он, не исключено, считает, что поторопился.
«Самокритично заявляю: эта задача (решение экономических проблем Германии) оказалась больше, чем мне казалось год назад,- заявил Фридрих Мерц 23 августа в городе Оснабрюк.- Мы живем сейчас не просто в периоде экономической слабости. Наша экономика находится в структурном кризисе».