Экономисты все отчетливее видят в американской экономике сигналы, предупреждающие о приближении стагфляции, т.е. замедления роста экономики (стагнации) и высокой инфляции вместе с ростом безработицы. Последний показатель дал о себе знать в конце прошлой недели, когда появился отчет с рынка труда США за август. Согласно данным Министерства труда, ситуация на рынке труда существенно ухудшилась: почти весь незначительный рост числа новых рабочих мест – 22 тыс. в последнем месяце лета обеспечило здравоохранение. Между тем, приближающиеся сокращение расходов на Medicaid, которое должно начаться 1 октября, скорее всего, еще сильнее замедлит рост числа рабочих мест, один из важных показателей состояния рынка труда, которым пользуется Федрезерв при определении монетарной политики в целом и изменений ключевой ставки в частности. Первое сокращение расходов на программу американского здравоохранения должно составить 17 млрд долларов. Всего же в течение 10 лет расходы на Medicaid по Большому прекрасному закону Дональда Трампа должны уменьшиться почти на триллион (911 млрд) долларов, т.е. рынок труда будет постоянно находиться под сильным давлением.
Недавний громкий скандал, связанный с точностью американской статистики, которая, похоже, не застрахована от очень серьезных ляпов, вызывает у скептиков, численность которых растет, сомнения в точности и надежности и нынешних данных по здравоохранению. Если Федеральное бюро статистики труда США (BLS) вновь ошиблось, то ситуация на американском рынке труда еще хуже, чем все думают, потому что именно здравоохранение стало в августе тем локомотивом, который позволил ему сохранить лицо. За примерами тяжелой ситуации ходить далеко не нужно: американский БигТех, который в этом году бьет рекорды по прибыли, тем не менее, в массовом порядке увольняет сотрудников. Причем, речь идет не только о мелких и средних компаниях, но и об IT-гигантах типа Microsoft.
Не лучше обстоят дела и со вторым сигналом - инфляцией, с которой так упорно и долго борется Джером Пауэлл, который несмотря на давление Белого дома и лично президента Трампа пока отказывается снижать ставку. Движение уровня инфляции в сторону целевого показателя ФРС, равного 2%, остановилось. К слову, в немалой степени благодаря президенту Трампу и его торговой политике с высокими тарифами, которые он вводит на импорт из десятков и сотен стран.
Несмотря на то, что вероятность снижения ставки на четверть процента в середине следующей недели приближается к 90%, Федрезерв находится в сложном положении из-за угрозы стагфляции. Конечно, последние пару лет Джером Пауэлл постоянно находится в непростом положении, но сейчас ему уж точно остается только сочувствовать: для того, чтобы лавировать при стагфляции, необходимо проявлять чудеса эквилибристики. Если ФРС после длительного перерыва слишком резко начнет снижать ставку, т.е. опустит ее не на 0,25%, а сразу на 0,5%, то инфляция рванет вверх. Между прочим, американцы прекрасно помнят, как тяжело и долго центробанк боролся с высокой инфляцией в последние годы. Если же Пауэлл вопреки всеобщим ожиданиям сохранит и в сентябре ключевую ставку на уровне 4,25%-4,50%, то это еще больше ослабит рынок труда.
Кстати, подавляющее большинство экономистов после выхода августовской статистики с рынка труда считает, что Федрезерв теперь сменит акцент при определении курса монетарной политики и будет больше внимания уделять не инфляции, как все последние месяцы и годы, а рынку труда. Насколько верны расчеты и прогнозы, покажет заседание Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) 16-17 сентября, на котором будет решаться судьба ставки.