Темпераментные французы опять начинают крепко бузить

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
11 сентября 2025, 13:24

Французы устроили новому премьер-министру «теплую» встречу, заблокировав в среду почти всю Францию.

france24.com
Читайте Monocle.ru в

Почти 200 тысяч французов, участвовавших в акциях протеста против политики властей, восприняли девиз акции: «Заблокируем все!» буквально. Они блокировали дороги во многих городах, сооружали баррикады, жгли автомобильные покрышки и мусор и во многих местах вступали в столкновения с полицией, чьи специальные отряды по борьбе с уличными беспорядками разгоняли демонстрантов при помощи водометов, слезоточивого газа и просто дубинками.

Власти подготовились к протестам и вывели на улицы свыше 80 тысяч правоохранителей. В среду ими были задержаны почти 500 человек. Большая часть арестов пришлась на Париж: в столице полиция задержала около 200 наиболее активных протестантов.

Новый премьер-министр Франции Себастьян Лекорню, можно сказать, в первый же рабочий день прошел боевое крещение. Правда, трудно сказать, в какой мере он лично участвовал в поддержании порядка (так называлась операция правоохранителей), потому что в первый день работы на посту главы очередного правительства Франции у него, как нетрудно догадаться, было много дел. В любом случае, горячее (с кострами из покрышек на улицах) начало работы едва ли стало для него большой неожиданностью.

Во-первых, демонстранты не делали тайны из своих намерений и об их планах показать президенту Макрону, кто в Пятой республике настоящий хозяин, было известно заранее. А во-вторых, Лекорню ранее возглавлял Министерство внутренних дел Франции и хорошо знаком с демонстрациями и протестами.

В ближайшее время он объявит состав нового кабинета министров. Не исключено, что на посту главного полицейского Франции останется нынешний глава МВД Брюно Ретайо, который возглавил в ходе вчерашних протестов антикризисный штаб. По его словам, в столице в акциях протестов участвовали около 14 тыс. человек, многие из которых несли плакаты с требованием отставки Эмманюэля Макрона. Среди демонстрантов было много студентов и молодежи.

Ретайо, кстати, заявил, что протестанты не достигли своей цели и благодаря правоохранителям не смогли «заблокировать Францию». Тем не менее, кое-что заблокировать им все же удалось. Так, следуя, очевидно, заветам Ленина, в Париже они сумели на время захватить Лионский вокзал. 

«Мы пришли пошуметь и заявить о себе, - рассказала корреспонденту Reuters 17-летняя студентка Сорбонны Эмма Мекердичян. - Мы хотим, чтобы они знали, что мы больше не будем это терпеть. Нам нужно совершенно другое правительство!», - уверена эта юная особа.

Бурно встретив Себастьяна Лекорню, организаторы акций протеста сделали это случайно. Они не могли знать, что среда, 10 сентября, окажется первым днем работы нового премьер-министра страны.

Властям сейчас во что бы то ни стало необходимо снизить дефицит бюджета, почти вдвое превышающий разрешенный в Евросоюзе лимит в 3%, и госдолг в размере 3,3 трлн евро, что составляет 114% ВВП страны. Франсуа Байру, предшественник Лекорню, безуспешно пытался провести через нижнюю палату парламента Франции (Национальную ассамблею), бюджет с экономией почти 44 млрд евро. Теперь проталкивать жесткий бюджет придется новому премьеру. Между тем, время поджимает. У Лекорню еще нет правительства, он не утвержден парламентом, но в любом случае главный финансовый закон Франции на следующий год должен быть принят до 7 октября. Оппозиция вне всяких сомнений будет голосовать против бюджета Лекорню так же, как она делала это с бюджетом Байру, и постарается с помощью этого вопроса отправить в отставку и нового премьера.

Следующее серьезное испытание ждет Себастьяна Лекорню уже через неделю, 18 сентября, на которое назначена общенациональная забастовка профсоюзов. Что же касается акций протеста «Заблокируем все!», то у него, похоже, есть все шансы оформиться в серьезное протестное движение по типу хорошо известных «желтых жилетов», сотрясавших всю Францию в 2018-19 годах. Тогда, кстати, протестанты заставили власти и президента Макрона пойти на уступки, но они не носили принципиального характера.