Экономическая активность в Поднебесной замедлилась сильнее, чем ожидали экономисты. Обращает на себя внимание сильное снижение инвестиций за 8 месяцев 2025 года. Слабые результаты последнего летнего месяца заставляют экономистов говорить о необходимости дополнительной поддержки экономики, если, конечно, Пекин хочет достигнуть поставленных в начале года целей.
Август подхватил негативный пример июля и стал худшим месяцем в 2025 году по промышленному производству и потреблению. Производство выросло в августе, по данным Национального бюро статистики КНР (NBS), на 5,2% в годовом выражении, что является наименьшим ростом с августа 2024 года и значительно уступает июльскому показателю – 5,7%. Розничные продажи увеличились на 3,4%, что существенно уступает прогнозам – 3,9%. В июле их рост составил 3,7%. Резко замедлился в последнем летнем месяце и рост инвестиций в основные средства: в январе-июле он был 1,6%, а в январе-августе фактически прекратился и составил всего лишь 0,5%. Это самый низкий показатель за пять лет.
Доходность 30-летних гособлигаций снизилась на 2 базисных пункта до 2,16%, скорее всего, на ожиданиях, что центробанк ослабит монетарную политику из-за замедления роста экономики. Акции китайских компаний в августе сохранили предыдущий рост, а главный материковый индекс - CSI 300 Index подрос на 0,7%.
Экономические и финансовые данные свидетельствуют о резком замедлении роста китайской экономики во второй половине текущего года, делает вывод Bloomberg. Особенно обращает на себя внимание, по словам старшего экономиста Union Bancaire Privee Карлоса Казановы, замедление роста инвестиций. Существенно охладел в конце лета и экспорт, рост которого составил всего лишь 4,4%, что для Китая очень мало. Все это заставляет многих экономистов прогнозировать после роста на 5,3% в первой половине года, дальнейшее замедление роста экономики в последние месяцы года.
Августовские инвестиции резко снизились в производство лекарств, химического сырья, а также в машиностроение, образование и здравоохранение. Что касается рынка труда КНР, то и там заметны изменения в худшую сторону. Уровень городской безработицы, например, составил 5,3%. Не видно никаких улучшений и на рынке недвижимости. Продолжилось снижение цен на новое жилье – 0,3% в месячном выражении и 2,5% в годовом.
За китайской экономикой следят не меньше, чем за первой экономикой планеты – американской, потому что именно КНР, по многочисленным прогнозам, должна обеспечить в следующие 5 лет основную долю роста глобальной экономики, осложненного тарифами президента Трампа. Впрочем, с тарифами или без них, никто, кроме Китая, по которому они тоже ударили, такими темпами расти не может.
Но большинство экономистов уверены, что если в Пекине хотят выполнить поставленные в начале года задачи по экономическому росту, а в руководстве Поднебесной наверняка этого хотят, без поддержки экономики не обойтись.
«Сильное начало года позволяет надеяться, что задачи на 2025 год могут быть выполнены, но так же, как было в прошлом году, для их выполнения необходимо экономику поддержать», – цитирует Bloomberg главного экономиста по Китаю в ING Лин Сон.
«Китаю необходимо сфокусироваться на стабилизации ситуации с занятостью населения, на стабилизации обстановки на предприятиях и рынках,- подчеркивается в заявлении NBS. – Сохраняется очень высокая нестабильность, связанная с внешним контуром, а перед экономикой стоит множество рисков и вызовов».