Правые популисты впервые лидируют в опросах трех крупнейших европейских стран

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
4 сентября 2025, 14:35

К власти в Германии, Франции и Великобритании на следующих выборах вполне могут прийти «Альтернатива для Германии» (AfD), «Национальное объединение» (RN) и «Реформировать Соединенное Королевство» (Reform U.K) соответственно.

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

Впервые в современной истории в трех главных экономиках Старого Света: Германии, Франции и Великобритании в опросах общественного мнения одновременно вышли на первые места политические партии, еще не так давно называвшиеся «ультраправыми» и «популистскими». Последними – в середине августа в число потенциальных правящих партий вошли немецкие «альтернативщики», обвиняемые, кстати, на родине в экстремизме и находящиеся под наблюдением разведслужб. В опросе телеканала RTL они набрали 26% и обошли возглавляющих правящую коалицию христианских демократов (CDU) Фридрихп Мерца с 24%.

Европейские правые впервые добились такого успеха. Сейчас они находятся на пике популярности благодаря своим антимигрантским и антиисламским взглядам и защите традиционных ценностей. Кроме убеждений, их объединяют и связи с… президентом США Дональдом Трампом и его сторонниками в Республиканской партии, которые нередко цитируют таких ярких представителей правых националистов и популистов, как, например, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

Больше всего опыта у французских правых популистов из «Национального объединения», которые нередко возглавляли опросы в прошлом и которые возглавляют их и сейчас на следующих президентских выборах, назначенных на 2027 год. Их британские единомышленники и союзники, британские «реформисты», которых с прошлого лета вновь возглавляет Найджел Фарадж, кстати, союзник и друг Трампа, возглавляют большинство опросов на туманном Альбионе с апреля этого года. «Альтернативщики» в этом списке – самые молодые и дерзкие, они стали фаворитами будущих выборов три недели назад.

В ФРГ, Франции и Британии правым еще только предстоит захватить власть, на Апеннинах же и особенно в Венгрии они уже достаточно долго находятся у власти. Правые и левые популисты забирают голоса избирателей у мейнстримовских партий на страхах населения перед наплывом мигрантов и обвале доверия к традиционным институтам власти, т.е. на всем том, что сейчас беспокоит и десятки миллионов американцев. Профессор экономики Бирмингемского университета Ник Чизмен высказывается о тройной победе правых в главных европейских экономиках, как о «доказательстве силы популизма, дезинформации и неспособности правящих партий понять, что происходит». Популярность правых, конечно, не гарантирует им победу, потому что ближайшие общенациональные выборы в главных экономиках Старого Света должны пройти еще нескоро: во Франции в 2027 году, а в Великобритании и Германии – в 2029. К тому же, их 20-30% недостаточно для того, чтобы править самостоятельно, без создания правящей коалиции.

Любопытно, что большинство правых политиков не любят, когда их по старинке называют «ультраправыми», потому что этот термин у большей части избирателей ассоциируется с немецким нацизмом середины прошлого века.

Политологи и социологи считают, что свои корни популярность правых берет из финансового кризиса 2008 года, который заставил власти сокращать расходы на социальные программы и резко снизил уровень жизни европейцев. Через три года последовала Арабская весна, породившая гражданскую войну в Сирии и мигрантский кризис 2015 года. К более «свежим» причинам взлета популярности правых в Европе относятся коронавирусная пандемия и конфликт на Украине, говорит руководитель международной организации «Контртеррористический проект» Ганс-Якоб Шиндлер. Он, к слову, обращает внимание на то, как умело пользуются правые преимуществами, которые представляет социальные медиа на основе компьютерных технологий.

«Они значительно эффективнее мейнстримовских партий используют соцмедиа,- цитирует Шиндлера Yahoo Finance.- Когда у вас имеются легкие решения сложных проблем, вам значительно легче завоевывать популярность избирателей».