Специалисты Московского авиационного института (МАИ) разрабатывают инновационную методику, призванную значительно повысить безопасность пассажиров и экипажа при аварийных посадках. Новаторский подход заключается в том, чтобы заранее просчитать и запрограммировать контролируемое разрушение ключевых узлов самолёта в критический момент, сообщает пресс-служба вуза.
Как пояснил автор проекта, аспирант и инженер кафедры 101 МАИ Егор Титов, узлы навески, удерживающие шасси и двигатели, будут работать по принципу предохранителя в электросети. При сверхнормативной нагрузке во время жёсткой посадки эти элементы будут подламываться по заранее рассчитанному сценарию, позволяя агрегату отделиться от фюзеляжа. Это предотвратит передачу разрушительной энергии на жизненно важные системы планера и топливные магистрали, минимизируя риск возгорания и катастрофических повреждений.
Ключевым преимуществом отечественной разработки перед зарубежными аналогами является высочайшая точность расчётов. Методика учитывает множество факторов, влияющих на поведение материалов, что позволяет с высокой надёжностью прогнозировать процесс деформации. Для выполнения этих сложнейших вычислений используется суперкомпьютерный кластер МАИ.
Проект уже вызвал интерес у представителей авиационной промышленности. Планируется, что методика будет представлена в полном виде в течение двух лет.
Как ранее писал «Монокль», с 2022 года Всероссийский НИИ авиационных материалов (ВИАМ) разработал более 40 новых композитных материалов для российской авиапромышленности, чтобы заменить импортные, попавшие под санкции. Разработки ведутся по запросам предприятий корпораций ОАК и ОДК. В числе ключевых достижений — создание отечественных лакокрасочных покрытий для внешней окраски самолётов, антикоррозионных герметиков, клеевых систем, а также полное импортозамещение материалов для мотогондол двигателей ПД-14 и ПД-8. Кроме того, завершена пятилетняя работа по созданию материала для изготовления широкохордных лопаток вентилятора перспективных авиадвигателей.