Накануне гастролей директор труппы Андриан Фадеев дал редакции интервью.
– В следующем году исполнится 15 лет как вы стали директором Театра балета им. Л. Якобсона. Что Вы считаете своим главным достижением за это время?
– Главное достижение как директора – формирование рабочей команды единомышленников, которая уже доказала и ежедневно доказывает свою эффективность, выводя театр на конкурентоспособную высоту. А главное творческое достижение - сохранение и восстановление на должном художественном уровне хореографии Леонида Якобсона, имя которого с гордостью носит театр.
– Вы возглавляете одновременно театр балета имени Леонида Якобсона и балетную труппу Мариинского театра. В чем преимущества того, что во главе двух этих трупп стоит один человек?
– Это абсолютно две разные труппы. Мариинский театр – жемчужина мировой классической хореографии, театр Якобсона – во многом экспериментальная площадка, которая может себе позволить риск работы с начинающими, ещё неизвестными молодыми балетмейстерами. Пока рано говорить о преимуществах руководства двумя труппами одновременно, если в театре Якобсона я служу почти 15 сезонов, то в Мариинку вернулся менее двух лет назад. Время покажет…
– “Дон Кихот”, поставленный в 2017 году в редакции Йохана Кобборга, стал невероятно успешным спектаклем. В чем причина, как вы это объясняете?
– «Дон Кихот» обречён на успех при качественной постановке и виртуозном исполнении. Йоханн Кобборг очень грамотно сохранил значимые хореографические фрагменты оригинала, внеся авторские отрывки в яркое динамичное полотно. Удачные декорации и костюмы французского художника Жерома Каплана создают солнечную испанскую атмосферу. Виртуозное исполнение зависит от артистов. А насколько у нас получается, судить зрителю.
– Кобборг представил свою версию “Дон Кихота”, аргентинский хореограф Иньяки Урлезага “Пиковую Даму”, француз Жана-Гийом Бар – “Спящую Красавицу”. Планируете приглашать других иностранцев для новых версий русской балетной классики?
– Сегодня, к сожалению, это невозможно. Но, безусловно, интеграция зарубежных балетных школ в наше творческое пространство очень полезна для развития труппы.
– В программе “Блестящий Дивертисмент” будут показаны знаменитые якобсоновские миниатюры из циклов «Классицизм — романтизм» и «Роден». Почему считается, что талант этого хореографа ярче всего раскрылся в миниатюрах, что он привнес в этот жанр?
– Миниатюра - один из самых сложных и требовательных к автору жанров. Здесь невозможно спрятаться за яркие декорации, сцены кордебалета, развёрнутый сюжет. Но таланту Якобсона это и не нужно. Его танец выходит один на один к зрителю: на чёрном заднике, в телесном комбинезоне, под классическую музыку он поражает оригинальностью фантазии, законченностью формы, глубиной характера и бесконечной красотой…
– Кого из современных хореографов можно назвать творческими наследниками Леонида Якобсона, на кого их российских (или, возможно, иностранных хореографов он повлиял сильнее всего?
– Он повлиял на развитие балета в целом: на хореографов 20 века, на танцовщиков. Его балеты «Шурале» и «Спартак» украшают репертуар Мариинской сцены. Мало кто из хореографов может похвастаться двумя названиями в афише такого театра.