Китай переориентируется на внутренний рынок и внешнее влияние

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
29 октября 2025, 16:37

При этом в Пекине не забыли и о необходимости дальнейшего развития производства и технологического сектора. Но в любом случае, принято решение о серьезном повороте в политике страны. Хотя де-факто он происходит уже довольно давно, привычно воспринимать Китай как страну к экспортно-ориентированной экономикой и чуть ли не изоляционистской внешней политикой.

Читайте Monocle.ru в

Китайские коммунисты, а значит и миллиард с лишним не состоящих в компартии китайцев должны в течение следующей пятилетки, которая начнется в 2026 году, «значительно» увеличить долю потребления в своей экономике. Решение было принято на проходившем в Пекине Четвертом пленуме ЦК КПК.

Решено разработать «модель развития экономики, драйвером которой будет, главным образом, внутренний спрос, а “топливом” - потребление». О приоритете потребления в 2025 году говорят и цифры: в коротком коммюнике слово «потребление» встречается 4 раза, а пять лет назад – только один раз.

Пекин планирует сохранить «разумный» рост инвестиций, еще один драйвер внутреннего спроса. В качестве приоритетных отраслей выбраны высокотехнологический сектор и производство. Госсовет (правительство) КНР будет наращивать расходы на финансирование государственных услуг и инфраструктуры, а также поддерживать занятость населения.

Красной нитью через экономическую часть решений четырхдневного пленума ЦК КПК, прошедшего в Пекине на прошлой неделе, проходит желание ослабить зависимость от экспорта — несмотря на то, что его высокий рост в 2025 радует китайских экономистов. Решение представляется вполне разумным и логичным после развязывания Дональдом Трампом весной этого года очередной торговой войны против Поднебесной.

Главным, по мнению экономистов и экспертов, в решениях Четвертого пленума ЦК КПК является обещание увеличить долю потребления во второй экономике планеты.

«Это не значит, что Китай немедленно начнет тратить десятки и сотни миллиардов на рост потребления, — приводит Bloomberg комментарий главного экономиста по Китаю в Macquarie Group Ларри Ху, — но показывает, что важность потребления в развитии экономики в долгосрочной перспективе будет расти».

Многие экономисты как в самом Китае, так и за рубежом призывают Пекин установить конкретные цели и задачи для повышения роли внутреннего потребления домохозяйств в ВВП. Сейчас она составляет ок. 40%. Показатель невысокий, особенно, для второй экономики планеты, потому что средний показатель по планете, по данным Всемирного банка, сейчас равен 56%. В странах же с высоким уровнем доходов он еще выше и составляет почти 60%.

Повысить потребление, по оценкам, будет нелегко, потому что существующая система налогов и банковских кредитов нацелены на рост производства. На инвестиции в экономику направлена и задача достижения самодостаточности в технологической сфере. В отличие от такого же пленума пятилетней давности сейчас решено продолжать развитие производства, но придать ему больше гибкости.

«Технологическая самодостаточность, сильный спрос и усиление влияния на международной арене являются приоритетными задачами Китая на пять следующих лет, — пишут в аналитической записке экономисты Чанг Шу и Дэвид Цюй. — Новые задачи отражают планы властей по решению вызовов, среди которых слабый внутренний спрос и враждебное внешнее окружение, а также политика США, направленная на сдерживание развития китайской торговли и технологий».

Уделяя много внимания потреблению, в Пекине, конечно, не забыли и о необходимости роста экономики. Здесь главная роль отведена инвестициям. Планируется большая программа очень крупных инфраструктурных проектов.

В опубликованной 28 октября резолюции пленума подчеркивается необходимость ускоренного создания «мощной циклической экономики и использования ее стабильности для того, чтобы противостоять неопределенностям на международной арене», — как заявил Председатель КНР и генсек КПК Си Цзиньпин в своей речи на пленуме.

Решения, принятые на октябрьском пленуме, теперь должны быть утверждены в марте 2026 года на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, парламента КНР).