Военные заказы немецкую промышленность не спасают

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
30 октября 2025, 10:40

Экономика Германии в стагнации, популярность «альтернативщиков» растет вместе с давлением на Мерца, обещавшего перед выборами реформы, но пока так ничего и не сделавшего. И антироссийская линия нисколько не добавляет ему пунктов в упавший рейтинг.

AP/TASS
Канцлер Германии Фридрих Мерц
Читайте Monocle.ru в

Казалось бы, Фридрих Мерц должен чувствовать себя непринужденно в зале, заполненном ведущими производителями оборудования, т.е. теми, чьи предшественники стояли у истоков немецкого экономического чуда после Второй Мировой войны и были его творцами. Однако вместо похвалы немецкого канцлера, приехавшего на очередную ежегодную встречу Союза машиностроителей Германии (VDMA), состоявшейся недавно в Берлине, его ждали упреки.

«Настроение в нашей отрасли не просто напряженное, – приводит Financial Times объяснение президента VDMA Бертрама Кавлата. – Оно близкое к бунту. Мы очень разочарованы. Бизнесмены вынуждены увольнять своих рабочих, а политики в это время откладывают проведение необходимых реформ».

Перечислив все проблемы от налогов до неудачной попытки отрегулировать цены на энергию и расходы на оплату труда, Кавлат повернулся к высокому гостю и заявил: «У вас была возможность показать, что ваше правительство может действовать. Косметических изменений сейчас уже недостаточно».

«У меня здесь такое ощущение, что мы находимся на глубине 30 метров под землей», – единственное что смог ответить Фридрих Мерц, явно чувствовавший себя не в своей тарелке среди машиностроителей.

После избрания в мае канцлером Мерц развил бурную деятельность: объездил едва ли не весь свет, особенно часто посещая столицы европейских государств и Киев с Вашингтоном и всюду призывал поддержать Украину в конфликте с Россией, заодно (кроме как в Вашингтоне) ругая тарифы Трампа. Когда же он возвращался домой, казалось, что Мерца заменяли двойником – в Германии от его кипучей энергии не оставалось и следа.

Перед выборами он обещал давно назревшие структурные реформы, планировал восстановить первую экономику Европы и заставить ее вновь расти. Однако с момента его прихода к власти прошло уже почти полгода, а воз, используя слова русского классика, и ныне там. Несмотря на все многочисленные обещания поднять немецкую экономику с коленей, ничего не изменилось: сейчас даже правительственные экономисты говорят, что и в этом году, кстати, в третьем кряду, экономику Германии, скорее всего, будет ждать спад.

Разочарованные немцы ждут, тем временем, энергичных действий не во внешней политике, а внутри страны. С каждым днем нарастает недовольство правительством и канцлером, причем со стороны не только и, может быть, даже не столько избирателей, сколько представителей бизнеса. С каждым днем становится все очевиднее, что их терпение на исходе.

Ситуацию, как выясняется, не спасают даже военные заказы, на которые, похоже, власти в Германии и еще кое-где в Европе делают ставку в попытке оживить промышленность, для чего запугивают население «русской угрозой». На военные расходы надо еще найти деньги, либо поднимая налоги, либо, как предусматривает принятый недавно на уровне ЕС план, выпуская долговые бумаги, на доходность которых будет интересно взглянуть. И далеко не факт, что все это поможет, скорее понятно, что – нет.

Промышленность ФРГ в рамках того самого послевоенного «чуда» сформировалась преимущественно как гражданская, в значительной мере ориентированная на экспорт. Это, кстати, принципиально отличает ее от российской промышленности, так как советская экономика действительно была ориентирована на оборону, и эта специфика сохранилась в ее структуре до сих пор. По данным за 2020 год, оборот немецкого ВПК составлял ничтожные около 1,5% от оборота всей промышленности (2,1 трлн евро). И хотя металлургия, химия, электроника и ряд других отраслей действительно могут показать некоторый рост, сами же немецкие промышленники в своем подавляющем большинстве не выказывают по этому поводу никакого энтузиазма и не хвалят своего канцлера за агрессивные телодвижения.

Конечно, Мерц не единственный европейский лидер, которому необходимо разбираться со слабой экономикой и сложной политической обстановкой. Приблизительно такая же ситуация и во Франции, и в Великобритании. Однако в случае с Фридрихом Мерцем дело осложняется тем, что от него ждали очень многого, а сейчас с каждым днем становится все очевиднее, что эти ожидания едва ли сбудутся.

69-летний канцлер назвал свой план возрождения немецкой экономики «Повестка 2030», явно намекая на шредеровский план «Повестка 2010», основой которого были реформы на рынке труда и при помощи которого удалось вновь сделать Германию главным экономическим локомотивом Старого Света. В нулевые, напомним, так же, как и сейчас, Германию тоже считали «больным человеком Европы». Герхарду Шредеру тогда удалось решить основные проблемы. От Мерца ждали того же самого, но он пока не оправдал надежд.

Стремительное снижение его рейтинга свидетельствует о том, что в его желание и способность провести необходимые реформы верит все меньше немцев. Фридрих Мерц никогда не пользовался особой популярностью, но сейчас его рейтинг, согласно опросу Bild, снизился до 18%.

Скоро Мерц и его кабинет будут отмечать полгода пребывания у власти, но экономика, увы, показывает лишь единичные, заметные только при очень большом увеличении под микроскопом признаки восстановления. Мюнхенский институт Ifo, один из наиболее авторитетных в Германии, прогнозирует по итогам года рост ВВП всего лишь на 0,2%. Прогноз на следующий год более оптимистичный – 1,3%, но исключительно благодаря многомиллиардной поддержке властей, которые набрали огромные кредиты после того, как Мерц продавил отмену так называемого «долгового тормоза», сильно огранивавшего заимствования федерального правительства.

После вызванного этим актом непродолжительного всплеска оптимизма деловые настроения резко пошли вниз.

«Все надежды производителей капитальных товаров (промышленного назначения – «Монокль») испарились», – говорится в обзоре Ifo.

Алис Вайдель, лидер «Альтернативы для Германии» (AfD), правой партии, которая во многих опросах уже догнала христианских демократов Мерца, жестко критикует канцлера, обещавшего «осень реформ». Через день начнется ноябрь, последний месяц осени, а никаких реформ нет и в помине. Выступая недавно в бундестаге, Вайдель сказала, что очень нужные реформы превратились в «холодный сезон разочарования для немецких предпринимателей».

«Он много ездит по свету, – говорит политолог из университета Готтингена Андреас Буш, – но его выбирали не для этого. Главными проблемами для избирателей были миграция и экономика. Избиратели все еще ждут перемен…»