БПЛА в Польше, Зеленский и его «далеко идущие дроны»

Олег Кривошапов
6 октября 2025, 17:23

Инциденты с парой десятков неопознанных беспилотников наделали в Европе очень много шума. Что бы ни упало на территории Польши, без боевых частей и не причинив вреда, эмоции по этому поводу — это совсем не то, что злорадствовать по поводу дронов, летящих в сторону России. Реакция был разнообразной, от панической до спокойной со стороны тамошних военных, а глава Украины попытался прихотливо связать инцидент с морским экспортом нефти из РФ.

yahoo.com
Читайте Monocle.ru в

Словесная стена

Новая серия «мыльной оперы» под названием «Отражение русской угрозы» началась 9 сентября, когда власти Польши в преддверии российско-белорусских стратегических учений «Запад-2025» заявили, что закрывают границу с Белоруссией. Мера была объявлена как бессрочная, хотя хорошо известно, что учения продлятся с 12 по 16 сентября. Кроме того, закрывалось польское воздушное пространство. Схожие решения приняли Литва, Латвия и Эстония. В Кремле заявления и действия западных лидеров восприняли как «эмоциональную перегрузку».

А в ночь на 10 сентября 2025 года военные Польши заявили, что воздушное пространство страны нарушили российские беспилотники. Глава правительства Дональд Туск сообщил о 19 объектах. Чтобы их перехватить, Варшава подняла в воздух собственную и союзную авиацию, а четыре аэропорта были временно закрыты.

Польша не представила фактов, доказывающих принадлежность беспилотников России. Москва ожидаемо отвергла озвученные обвинения. Кроме того, российский МИД заверил в отсутствии интереса к эскалации, а Минобороны выразило готовность к двусторонним консультациям по беспокоящим Польшу вопросам. Однако тон в Варшаве не поменяли.

Более того, Франция решительно осудила «вторжение» и направила в Польшу три истребителя Rafale, Британия предоставила истребители Eurofighter Typhoon, Чехия – три вертолета Ми-17 и около сотни военных, Швеция – средства ПВО и авиацию. Нидерланды решили предоставить зенитные ракетные комплексы Patriot, средства борьбы с беспилотниками и 300 военных. Германия удвоила число истребителей Eurofighter у польской границы.

Впрочем, НАТО не расценило инцидент как нападение на альянс, но это был первый случай, когда его самолеты атаковали угрозы в воздушном пространстве союзника.

Произошедшее стало предлогом для начала 12 сентября операции «Восточный страж», нацеленной на оперативную переброску сухопутных сил к границам России. После скандала вокруг «российских» дронов в небе Польши одно за другим стали приходить сообщения о замеченных якобы неопознанных БПЛА в небе других стран ЕС. Это напомнило бум сообщений в США после Второй мировой войны о том, что наблюдали «летающие тарелки».

А 19 сентября премьер-министр Эстонии Кристен Михал сообщил, что эта страна приняла решение задействовать статью 4 Устава НАТО и запросить консультации с союзниками для случаев угрозы безопасности. Основанием стало утверждение, будто утром того же дня три российских истребителя МиГ-31 вторглись в воздушное пространство Эстонии. И якобы только военные самолеты НАТО вынудили их покинуть эстонское небо.

В свою очередь, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в конце сентября выдвинула идею создания «стены дронов» вдоль восточного рубежа ЕС. То есть предложила развернуть системы для отслеживания и нейтрализации беспилотников.

Весь опыт последних лет показывает, тем не менее, насколько сложной является эта задача. Неизвестно, насколько отдают себе в этом отчет в ЕС, но вот что там уже, очевидно, начинают понимать, это то, что накачка Украины оружием способна обернуться против Европы бумерангом.

Разумные слова в саязи с инициативой главы ЕК произнес Эммануэль Макрон, заявивший: «Иногда я с опаской отношусь к слишком общим терминам. Существуют ли железные купола для европейцев или стены из дронов? Все гораздо сложнее и изощреннее!».

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2025/10/06/makron-vysmeyal-fon-der-lyayen-iz-za-slov-o-stene-dronov

Очевидная неочевидность угрозы

Российский МИД, комментируя истерию, разразившуюся в Европе, заявил, что она нацелена на оправдание расходов на милитаризацию ЕС. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «создание стен – это всегда плохо, как показывает история».

Более того, известно, что в целом ряде европейских стран скептически оценивают вероятность конфликта с Россией и не хотят увеличивать военные расходы. А Германия, Нидерланды и Швеция выражают озабоченность необходимостью дополнительных займов на эти цели. СМИ также сообщают о разногласиях по этому вопросу внутри самих стран.

Даже Еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс не скрыл скепсиса: он заявил, что создание «стены дронов», по всей видимости, займет около года, сославшись на слабые технические возможности у ЕС для обнаружения малых и низколетящих БПЛА.

Впрочем, главная проблема для проекта – в интенсивном движении пассажирских и грузовых самолетов в воздушном пространстве Евросоюза, предположили СМИ. А бывший президент Литвы Даля Грибаускайте усомнилась, что удастся выстроить «стену» за год, учитывая принятые в ЕС бюрократические процедуры.

При этом вполне ожидаемо в ходе скандала с беспилотниками напомнил о себе киевский режим. Его глава Владимир Зеленский уже 10 сентября озвучил идею создания в ЕС общей с Украиной системы ПВО, а потом продублировал предложение 29 сентября, в ходе выступления на Варшавском форуме по безопасности. Но эта идея означает прямое втягивание Европы в боевые действия против России, а потому, опять же, вряд ли вызовет общее согласие в ЕС. Не добавляет перспектив этой линии киевского режима тот факт, что Москва открыто обвинила его в намерении организовать провокацию – ударить по Польше и Румынии дронами, которые однозначно будут признаны как российские, чтобы добиться вмешательства НАТО в конфликт на Украине.

«Россия явно будет защищать транзит»

Зато другое предложение украинского лидера явно отвечает европейским чаяниям, замечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов. И для его реализации не потребуется выстраивание сухопутных «стен». Оно касается стремления, которое объединяет весь «коллективный» Запад – лишить Россию доходов от мировой торговли нефтью. Зеленский обвинил Москву ни много ни мало в использовании нефтяных танкеров, курсирующих по Балтийскому морю, для базирования и запуска беспилотников, и призвал Варшаву перекрыть свои воды для пресловутого «теневого флота». И хотя президент Польши Кароль Навроцкий парировал, что подобные «решения не принимаются на основе слов президента Зеленского, поскольку это повлечет за собой конкретные социальные и экономические последствия», все же уточнил, что ожидает анализа от военных по этому вопросу.

И не удивительно, замечает эксперт. Ныне действующий санкционный механизм против российского экспорта нефти не работает. Это касается всех 18-ти пакетов, которые Евросоюз ввел, и то же самое, по мнению Симонова, ждет следующий, 19-й пакет. Меры, которые в него заложены, хорошо известны, и они не сработают, уверен собеседник «Монокля». Не дают ожидаемого Западом эффекта ни снижение потолка цен, ни охота на «теневой флот», ни «черные списки» трейдеров. Если под санкции попадут «Роснефть» и «Газпромнефть», это тоже не даст нужного Брюсселю результата, уверен эксперт. А морской экспорт российской нефти в сентябре достиг максимума за 16 месяцев – с апреля-мая 2024 года. То есть, ЕС действует в рамках уже известных санкционных мер, которые поставщики научились преодолевать.

Отсюда – очевидная выгода для Евросоюза считать, будто бы «Россия запускает БПЛА по Европе с нефтяных танкеров». Ведь просто задерживать их на систематической основе оказалось фактически неразрешимой задачей. Россия четко и неоднократно давала понять, что будет считать такие акции пиратскими захватами, напоминает Симонов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И лишаемые своих объемов страны-покупатели российского «черного золота» будут согласны с такой позицией.

С другой стороны, ЕС не может ввести санкции или дополнительные тарифы против этих стран. Ведь товарооборот Европы, например, с Индией и Китаем превышает 850 млрд долларов. Отказ от этой торговли будет означать крах экономики. 

Поднять градус напряженности в море, прежде всего – на Балтике, это действительно серьезный вызов, полагает эксперт. Вопрос лишь в том, готовы ли к таким действиям европейцы. Ситуация вокруг танкера Boracay, который на днях задержала Франция на том основании, что он относится к «теневому флоту», разрешилась в ночь на 3 октября. Произошло это практически после того, как президент России Владимир Путин публично обозначил произошедшее задержание пиратством.

Комментируя этот захват, Симонов напоминает о предыдущем случае, когда в мае 2025 года Эстония попыталась задержать один из танкеров, считающийся в ЕС «теневым», в своей экономической зоне. Судно шло под загрузку в Усть-Лугу. И это были не воды Эстонии, экономическая зона – это не территория страны, и, согласно морскому праву, у Таллина не было полномочий для задержания танкера. Когда в небе появился российский истребитель, эстонский спецназ ретировался. А потом и Россия задержала эстонский танкер, но уже в своих в водах, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. С тех пор подобных случаев не было. И вот – Boracay.

Однако заверения президента Польши о том, что он в принципе не исключает перекрытия Балтики для «теневых» судов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов оценивает, как типичный вброс. Цель – прощупать почву для возможных новых ограничений против нашей страны. Впрочем, этот вброс, на взгляд эксперта, не будет иметь реальных последствий, хотя у стран НАТО есть чисто техническая возможность осуществить подобную блокаду. Правда, безотносительно той ответной реакции России, которую спровоцирует ЕС подобным шагом, ясно, что он приведет к резкому росту цен на нефть. А последствия для российской экономики будут менее чувствительными, чем для европейской, убежден собеседник «Монокля».

Да, российский морской экспорт нефти все равно будет, соглашается Симонов. Но арест судов и перекрытие Балтики – это реальность, на которую европейцы теоретически могут решиться. Просто такой шаг – это casus belli, то есть основание для начала войны.

«На что рассчитывают европейцы? Что они будут арестовывать суда не с российскими флагами. И если Россия будет вмешиваться, они будут недоумевать “Там флаг не ваш”. Но надо четко понимать, что Москва сама может и должна заявлять в таких случаях, что не допустит нарушения Конвенции по морскому праву. На каком основании, собственно, эти задержания происходят, тем более не в территориальных водах? И это может быть чревато прямым военным конфликтом», – рассуждает Симонов.

Но сейчас истерия переходит в практическое русло, замечает он. Во всяком случае, инцидент у берегов Франции ясно на это указывает. Россия явно будет защищать этот транзит силами и ВМФ, и ВКС, уверен эксперт. Ведь это критически важно с точки зрения функционирования экономики страны. В ЕС это отлично понимают, и пока не пересекли черту. 

Добавим, что и не пересекут. У Зеленского было уже немало далеко идущих планов, даже некий «план победы», так что нынешние «далеко идущие дроны» отправятся туда же, куда и прежние, в воды забвения то бишь.